Американский истребитель пятого поколения F-35: «Король неба» примеряет корону

Американский истребитель пятого поколения F-35До конца 2016 года ВВС США должны объявить о первичной оперативной готовности (initial operational capability (IOC) новейших малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A, сообщает Defense News. Это – одна из самых передовых, сверхсовременных разработок Пентагона. Вместе с тем, проект часто критикуют за высокую стоимость: общий бюджет F-35 оценивается в $1,3 трлн. Продолжаются успешные лётные испытания, однако разработчикам нужно решить ещё целый ряд технических проблем.

Специалисты из корпорации ВПК Lockheed Martin и представители JPO (Joint Program Office) – отделения Пентагона, отвечающего за F-35, – уверены, что справятся со своей задачей до дедлайна 30 декабря.

Впрочем, ещё совсем недавно планировалось объявить о первичной оперативной готовности в августе 2016 года, но сроки переносятся.

F-35 Lightning II имеет три разновидности. Наземный истребитель (CTOL) F-35A будет использоваться ВВС США. Его основная цель – замена F-16 Fighting Falcon. F-35B, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, примут на вооружение Корпус Морской пехоты Соединённых Штатов и ВМС Великобритании. Палубный истребитель (CATOBAR) F-35C предназначается для ВМС США. Наиболее быстро продвигается работа над F-35A: летом 2015 года было объявлено о его первичной оперативной готовности. Ожидается, что F-35C примут на вооружение в 2018 году.

Единственным истребителем пятого поколения до F-35 оставался американский F-22 Raptor (2001). Однако Россия и Китай проводят лётные испытания своих моделей: ПАК ФА «ОКБ Сухого» и J-20 и J-31. Истребители пятого поколения должны иметь гораздо более высокий боевой потенциал, чем предшествующие модели. Технические требования к ним крайне разнообразны. Одной из ключевых характеристик является повышенная скрытность – радикальное уменьшение заметности полёта в инфракрасном и радиолокационном диапазонах с переходом бортовых датчиков на пассивные методы получения информации. Самолёт должен перемещаться на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа, быть сверхманёвренным и многофункциональным, обладать высокой боевой эффективностью при поражении воздушных, наземных и подводных целей.

Первичная оперативная готовность F-35A будет официально достигнута после формирования первого эскадрона из 12 – 24 истребителей, при условии того, что отобранные пилоты будет обладать навыками и оборудованием, необходимыми для выполнения трёх базовых задач: непосредственная авиационная поддержка (CAS, Close Air Support), затруднение действий противника (interdiction) и подавление и уничтожение вражеских ПВО. Для этого у ВВС США будет пять месяцев после изначально заявленной даты – 1 августа.

Работа над F-35A продвигается уверенными темпами, однако предстоит сделать ещё многое. Lockheed Martin и JPO не укладываются в график, определённый для разработки систем логистики самолёта: нужно устранить существенные, критические трудности в программном обеспечении. Необходимо сделать ряд структурных модификаций и перепрограммировать отдельные системы. Лаборатории, создающие базы данных для F-35A, в буквальном смысле перегружены работой.

Однако генерал-майор Джеффри Хэрриджен, руководящий программой F-35, судя по его интервью 9 марта, оптимистичен и доволен результатами. Lockheed уже поставил ВВС США 87 самолётов, и пилоты с авиабаз Hill (Юта) и Luke (Аризона) уже отлетали на них почти 25 000 часов. Истребители F-35, расквартированные на этих базах, успешно испытали различные виды оружия. В феврале ВВС также отправили шесть самолётов на Mountain Home Air Force Base (Айдахо).

15 марта F-35A провели принципиально важные для объявления оперативной готовности испытания: два самолёта из 62-й истребительной эскадрильи сбросили на полигоне Barry M. Goldwater четыре бомбы с лазерным наведением.

По словам Хэрриджена, большое значение имеет и психологический аспект: лётчики начинают всё больше и больше осознавать возможности F-35. Они воодушевляются успехами программы, и это важно для объявления первичной оперативной готовности.

Норвежский пилот с Luke Air Force Base недавно подробно описал на сайте Министерства обороны своей страны впечатления от полёта на истребителе. Майор Мортен «Долби» Ханше отметил, что F-35 способен на перемещения при значительно большем угле атаки, чем F-16, и при этом самолёт имеет возможность дольше оставаться направленным на противника

Ханше раскритиковал отдельные особенности самолёта: при больших перегрузках и высоких углах атаки возникает тряска (бафтинг). Однако, в то же время, пилот допустил, что эта черта может оказаться достоинством, служа напоминанием пилоту о той фазе полёта, в которой он находится. Это подтвердил и один из руководителей программы Том Лоухед: он подчеркнул, что отсутствие бафтинга во время первых испытаний F-16 рассматривалось как недостаток.

Стоит заметить, что российские военные специалисты и прокремлёвские пропагандистские издания уже давно «атакуют» F-35 и с удивительной настойчивостью распространяют информацию о любых спорных моментах, технических и организационных проблемах, связанных с данным проектом. Не исключением стали и некоторые «негативные» оценки, сделанные Ханше. Подхватывая любые критические суждения и преувеличивая недостатки F-35, российские военные пропагандисты даже начали утверждать, что он не является истребителем пятого поколения, и что Пентагон «пилит» его бюджет. Однако, стоит заметить, что и на Западе новый самолёт немало критиковали: за астрономические затраты, отдельные технические аспекты и задержки в работе.

Среди недостатков Ханше отметил следующее: обзору задней стороны самолёта, за которой он мог легко наблюдать на F-16, мешает подголовник.

Кроме того, генерал-майор Джеффри Хэрриджен признал проблемы с радарами F-35: из-за неисправностей «прошивки» самолёта они часто отказываются работать, и их приходится перезапускать. Его слова российские источники моментально раздули до утверждений о «слепых» самолётах.

Defense News подробно останавливается на тех проблемах, которые предстоит устранить разработчикам.

Руководитель программы, генерал-лейтенант ВВС Кристофер Богдан отметил, что одной из главных причин задержки в объявлении предварительной оперативной готовности могут стать трудности в работе над системой логистики ALIS (Autonomic Logistics Information System), версия 2.0.2: на их устранение может уйти 45-60 дней. Руководитель авиационного подразделения Lockheed Martin Орландо Карвальо также подтвердил данную информацию в интервью 15 марта. Основная причина задержки – сложности с интеграцией ALIS и двигателей Pratt & Whitney. Эта компания, по словам Джеффа Бабионе, менеджера Lockheed, руководящего проектом F-35, по-прежнему использует для своих двигателей программное обеспечение, отдельное от ALIS.

Для ускорения процесса были организованы мобильные группы для обучения пилотов работе с системой логистики. ALIS будет дополнительно испытана в Калифорнии, на базе ВВС «Эдвардс».

Другой фактор риска – та ошибка, о которой говорил Хэрриджен: версия Block 3i бортового программного обеспечения фактически отключила радар F-35A. Пентагон объявит о предварительной оперативной готовности новых истребителей только при условии правильного функционирования Block 3i. Но на данный момент «рассинхрон» программного обеспечения сенсоров самолёта и его основных компонентов вызывает автоматическое отключение систем. Об этой проблеме не раз говорил и Кристофер Богдан.

Специалисты уже выявили основную причину этих неполадок и, согласно ряду сообщений, испытают обновлённый Block 3i на базе Эдвардс уже в течение нескольких недель. По словам Богдана, проблемы в этой области должны быть устранены к 1 мая, однако Бабионе допускает, что к этому времени команда может не управиться – особенно, если главная проблема окажется сложнее, чем предполагается. Он отмечает, что президент Lockheed Martin Мэриллин Хьюсон готова привлечь дополнительные ресурсы из других отделений компании для того, чтобы неполадки устранили к 1 мая.

Другая зона риска – специальные лаборатории, занимающиеся сбором информации для баз данных самолёта (mission data files, MDF). На данный момент они попросту не справляются с нагрузками и «завалены» многочисленными заказами как из США, так и от международных партнёров. Без этих сведений эксплуатация истребителя будет невозможна: загружаются обширные базы данных о военных объектах союзников и потенциальных противников.

По словам Хэрриджена, количество лабораторий будет увеличено. Базы данных MDF 1 и MDF 4, на использовании которых настаивает Боевое командование ВВС, уже «на подходе» и должны быть готовы к 1 августа. Различные MDF «покрывают» разные регионы мира. Но информация о том, каким территориям соответствуют те или иные «номера», – засекречена.

Промежуточная версия баз данных испытывается на базе Хилл.

Как отметил Бабионе, для объявления оперативной готовности необходим целый ряд технических доработок. Среди них – критически важные модификации в системе подачи топлива. В том числе – в клапанных устройствах, которые позволят самолёту справляться с перегрузками во время агрессивного маневрирования. Но Бабионе уверен: серьёзных проблем на этом направлении не будет. На двух самолётах модификацию двигателей специалисты завершили несколько недель назад – на девять дней раньше срока. 12 самолётов с улучшенными системами подачи топлива, по словам Хэрриджена, должны быть готовы к 1 августа.

Пентагон, несмотря на задержки в разработках F-35A, параллельно думает о дальнейшем развитии программы на многие годы вперёд. После 3i, JPO продолжит работу над 3f – бортовым программным обеспечением, необходимым для объявления полной боевой готовности. Кроме того, 3f будет установлен на F-35C в 2018 году. Но и после этого работа продолжится: уже обсуждается блок 4f.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Военные Новости Мира | wartelegraph © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх