БТР-80 - бронетранспортёрБро­не­транс­пор­тёр БТР-80 — бое­вая ко­лёс­ная пла­ваю­щая бро­не­ма­ши­на, пред­на­зна­чен­ная для транс­пор­ти­ров­ки лич­но­го со­ста­ва мо­то­стрел­ко­вых под­раз­де­ле­ний и их ог­не­вой под­держ­ки, в том чис­ле и в ус­ло­ви­ях при­ме­не­ния ору­жия мас­со­во­го по­ра­же­ния.

Бро­не­вой кор­пус БТР-80 сва­рен из ка­та­ных лис­тов го­мо­ген­ной бро­не­вой ста­ли тол­щи­ной от 5 до 9 мм. Боль­шин­ст­во лис­тов вер­ти­каль­но­го бро­ни­ро­ва­ния БТР-80, за ис­клю­че­ни­ем ниж­них бор­то­вых и кор­мо­во­го, ус­та­нов­ле­ны со зна­чи­тель­ны­ми уг­ла­ми на­кло­на. Кор­пус име­ет об­те­кае­мую фор­му, по­вы­шаю­щую его во­до­ход­ные ка­че­ст­ва.

По на­зна­че­нию и рас­по­ло­же­нию ме­ха­низ­мов и обо­ру­до­ва­ния ма­ши­на ус­лов­но раз­де­ле­на на три от­де­ле­ния: от­де­ле­ние управ­ле­ния, бое­вое от­де­ле­ние и от­де­ле­ние си­ло­вой ус­та­нов­ки.

В от­де­ле­нии управ­ле­ния, рас­по­ло­жен­ном в пе­ред­ней час­ти БТР, обо­ру­до­ва­ны мес­та ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля (сле­ва) и ко­ман­ди­ра ма­ши­ны (спра­ва). В их рас­по­ря­же­нии на­хо­дят­ся: ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля — че­ты­ре те­ле­ско­пи­че­ских смот­ро­вых при­бо­ра ТНПО-115 (вме­сто од­но­го из них в тём­ное вре­мя су­ток мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся би­но­ку­ляр­ный пе­ри­ско­пи­че­ский при­бор ТВНЕ-4Б с по­лем зре­ния 33х36° и даль­но­стью ви­де­ния до 120 м); ко­ман­ди­ра — ком­би­ни­ро­ван­ный (день-ночь) пе­ри­ско­пи­че­ский би­но­ку­ляр­ный при­бор на­блю­де­ния ТКН-3 (крат­ность — 5х (день) и 4,2х (ночь), по­ле зре­ния — 10° и 8°, угол об­зо­ра — 100х46°, даль­ность ви­де­ния но­чью — до 400 м) и три смот­ро­вых при­бо­ра TНПО-115. При низ­кой ос­ве­щён­но­сти для ТВНЕ-4Б осу­ще­ст­в­ля­ет­ся под­свет­ка фа­рой ФГ125 с ин­фра­крас­ным све­то­фильт­ром. На бро­не­транс­пор­тё­рах позд­них вы­пус­ков ме­ха­ни­к-во­ди­тель по­лу­чил еще один смот­ро­вой при­бор для луч­ше­го об­зо­ра по ле­во­му бор­ту. Так­же, для на­блю­де­ния ме­ха­ни­к-во­ди­тель и ко­ман­дир мо­гут ис­поль­зо­вать два, рас­по­ло­жен­ных в верх­нем ло­бо­вом лис­те, смот­ро­вых лю­ка с вет­ро­вы­ми стёк­ла­ми, ко­то­рые в бое­вом по­ло­же­нии за­кры­ва­ют­ся бро­не­крыш­ка­ми. Име­ют­ся зер­ка­ла зад­не­го ви­да. В от­де­ле­нии управ­ле­ния ус­та­нов­ле­ны: щи­ток кон­троль­но-из­ме­ри­тель­ных при­бо­ров, ор­га­ны управ­ле­ния, ра­дио­стан­ция, ап­па­рат пе­ре­го­вор­но­го уст­рой­ст­ва. В пра­вой час­ти ло­бо­во­го лис­та обо­ру­до­ва­на ам­бра­зу­ра с ша­ро­вой опо­рой для ве­де­ния стрель­бы из ав­то­ма­та. Ме­ха­ни­к-во­ди­тель и ко­ман­дир име­ют два ин­ди­ви­ду­аль­ных по­лу­круг­лых лю­ка над свои­ми ра­бо­чи­ми мес­та­ми.

Бое­вое от­де­ле­ние на­хо­дит­ся в сред­ней час­ти кор­пу­са. Здесь, сра­зу за крес­ла­ми ме­ха­ни­ка-во­ди­те­ля и ко­ман­ди­ра ус­та­нов­ле­ны два од­но­ме­ст­ных си­де­нья для стрел­ка ба­шен­ной пу­ле­мёт­ной ус­та­нов­ки и од­но­го из пе­хо­тин­цев де­сан­та. Си­де­нье де­сант­ни­ка раз­вёр­ну­то по хо­ду ма­ши­ны, что­бы обес­пе­чить воз­мож­ность ве­де­ния ог­ня, а си­де­нье на­вод­чи­ка раз­вёр­ну­то спи­ной к бор­ту. Для ве­де­ния стрель­бы на­вод­чик за­ни­ма­ет ме­сто на под­вес­ном си­де­нье, ус­та­нов­лен­ном в баш­не. Ос­таль­ные де­сант­ни­ки рас­по­ла­га­ют­ся ли­цом к бор­ту на двух трёх­ме­ст­ных си­день­ях, смон­ти­ро­ван­ных в бое­вом от­де­ле­нии вдоль про­доль­ной оси кор­пу­са. Для на­блю­де­ния за по­лем боя в бое­вом от­де­ле­нии име­ет­ся шесть смот­ро­вых при­бо­ров (че­ты­ре ТНПО-115 и два ТНП-165А)). Воз­ле мест всех чле­нов де­сан­та в бор­тах име­ют­ся семь ша­ро­вых ус­та­но­вок с уг­ла­ми го­ри­зон­таль­ной на­вод­ки от ±15 до ±25° для стрель­бы из лич­но­го ору­жия. Две ам­бра­зу­ры пред­на­зна­че­ны для ве­де­ния стрель­бы из пу­ле­мё­тов (пер­вая на ле­вом бор­ту и вто­рая на пра­вом). Ша­ро­вые ус­та­нов­ки раз­вёр­ну­ты в на­прав­ле­нии пе­ред­ней по­лу­сфе­ры, в ре­зуль­та­те че­го зад­няя по­лу­сфе­ра яв­ля­ет­ся мёрт­вой зо­ной для де­сант­ни­ков, не­боль­шая мёрт­вая зо­на име­ет­ся и спе­ре­ди сле­ва. Ша­ро­вые опо­ры ам­бра­зур, по­зво­ля­ют стре­лять без раз­гер­ме­ти­за­ции бое­во­го от­де­ле­ния на за­ра­жён­ной ме­ст­но­сти. Так­же, ещё два люч­ка для об­стре­ла верх­ней по­лу­сфе­ры (без ша­ро­вых ус­та­но­вок) име­ют­ся в де­сант­ных лю­ках в кры­ше. В бое­вом от­де­ле­нии обо­ру­до­ва­ны ук­лад­ки и мес­та кре­п­ле­ния для транс­пор­ти­ров­ки лич­но­го ору­жия де­сан­та: двух пу­ле­мё­тов ПК и две­на­дца­ти ко­ро­бок с бое­ком­плек­том, вось­ми ав­то­ма­тов, од­но­го РПГ-7 и двух су­мок с вы­стре­ла­ми.

Вы­сад­ка и по­сад­ка де­сан­та осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, в ос­нов­ном, че­рез боль­шие двух­створ­ча­тые бор­то­вые две­ри раз­ме­щён­ные по обо­им бор­там сра­зу за баш­ней. Верх­няя крыш­ка бор­то­вой две­ри от­ки­ды­ва­ет­ся впе­рёд по хо­ду ма­ши­ны, а ниж­няя от­кры­ва­ет­ся вниз, ста­но­вясь под­нож­кой, что по­зво­ля­ет про­из­во­дить по­сад­ку и вы­сад­ку де­сан­та на хо­ду. Так­же, де­сант мо­жет по­ки­дать ма­ши­ну че­рез два пря­мо­уголь­ных де­сант­ных лю­ка, рас­по­ло­жен­ных в кры­ше кор­пу­са.

Си­ло­вое от­де­ле­ние на­хо­дит­ся в зад­ней час­ти кор­пу­са и изо­ли­ро­ва­но от бое­во­го гер­ме­тич­ной пе­ре­го­род­кой. В нём раз­ме­ще­ны: дви­га­тель со сце­п­ле­ни­ем и ко­роб­кой пе­ре­дач, замок на коробку передач, пред­став­ляю­щие еди­ный си­ло­вой блок, во­дя­ные и мас­ля­ные ра­диа­то­ры, те­п­ло­об­мен­ни­ки, мас­ло­ох­ла­ди­тель ко­роб­ки пе­ре­дач, пред­пус­ко­вой по­дог­ре­ва­тель дви­га­те­ля, во­до­мёт­ный дви­жи­тель, во­до­от­ка­чи­ваю­щий на­сос, фильт­ро­вен­ти­ля­ци­он­ная ус­та­нов­ка, то­п­лив­ные ба­ки, ге­не­ра­то­ры и дру­гое обо­ру­до­ва­ние. Дос­туп в си­ло­вое от­де­ле­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез три над­мо­тор­ных лю­ка и люк аг­ре­га­та ох­ла­ж­де­ния, рас­по­ло­жен­ных в кры­ше кор­пу­са.

Вооружение

Воо­ру­же­ние БТР-80, раз­ме­щае­мое в ба­шен­ной пу­ле­мёт­ной ус­та­нов­ке БПУ-1, со­сто­ит из од­но­го пу­ле­мё­та КПВТ и од­но­го пу­ле­мё­та ПКТ. Для на­блю­де­ния за по­лем боя, оп­ре­де­ле­ния рас­стоя­ния для це­лей и на­ве­де­ния пу­ле­мё­тов ба­шен­ная ус­та­нов­ка ос­на­ще­на ком­би­ни­ро­ван­ным пе­ри­ско­пи­че­ским при­це­лом 1П3-2, при­бо­ра­ми на­блю­де­ния и ме­ха­низ­ма­ми на­ве­де­ния в го­ри­зон­таль­ной и вер­ти­каль­ной плос­ко­стях с руч­ны­ми при­во­да­ми. Пу­ле­мёт КПВТ пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния: лег­ко­бро­ни­ро­ван­ных на­зем­ных це­лей на даль­но­сти до 1000 м; не­бро­ни­ро­ван­ных це­лей, ог­не­вых средств и груп­по­вых це­лей на даль­но­сти до 2000 м; воз­душ­ных ма­ло­ско­ро­ст­ных це­лей на вы­со­тах до 1500 м при на­клон­ной даль­но­сти до 2000 м. Пу­ле­мёт ПКТ пред­на­зна­чен для по­ра­же­ния на­зем­ных не­бро­ни­ро­ван­ных це­лей, ог­не­вых средств и жи­вой си­лы на даль­но­стях до 1000 м. Угол го­ри­зон­таль­ной на­вод­ки — 360°, угол вер­ти­каль­ной на­вод­ки -4…+60°. Бое­ком­плект КПВТ — 500 па­тро­нов (10 ко­ро­бок), ПКТ — 2000 па­тро­нов (8 ко­ро­бок). При­цел 1П3-2 — ком­би­ни­ро­ван­ный, пе­ри­ско­пи­че­ский со смен­ным уве­ли­че­ни­ем — 1,2х и 4х, по­ле зре­ния — 49° и 14°, со­от­вет­ст­вен­но. В рас­по­ря­же­нии на­вод­чи­ка име­ют­ся при­бо­ры на­блю­де­ния: пе­ри­ско­пи­че­ский ТНП-205 — для на­блю­де­ния за ле­вым сек­то­ром; ТНПТ-1 — для на­блю­де­ния в зад­нем сек­то­ре.

В со­став до­пол­ни­тель­но­го воо­ру­же­ния вхо­дят: два ПЗРК, де­вять гра­нат Ф-1, сиг­наль­ный пис­то­лет с де­ся­тью па­тро­на­ми.

На бро­не­транс­пор­тё­рах позд­них вы­пус­ков для ос­ве­ще­ния це­лей при стрель­бе но­чью на кон­со­ли пу­ле­мёт­ной ус­та­нов­ки смон­ти­ро­ван ос­ве­ти­тель ОУ-3ГА2М, ко­то­рый мо­жет ра­бо­тать в ин­фра­крас­ном или ви­ди­мом спек­трах.

Для по­ста­нов­ки мас­ки­рую­щих ды­мо­вых за­вес ма­ши­на ос­на­ще­на сис­те­мой 902В вклю­чаю­щей шесть, ус­та­нов­лен­ных на зад­ней час­ти баш­ни, гра­на­то­мё­тов для стрель­бы ды­мо­вы­ми гра­на­та­ми 3Д6.

Силовая установка

Си­ло­вая ус­та­нов­ка БТР-80 со­сто­ит из дви­га­те­ля в сбо­ре со сце­п­ле­ни­ем и ко­роб­кой пе­ре­дач и об­слу­жи­ваю­щих сис­тем. Дви­га­тель — V-образный (угол раз­ва­ла — 90°) че­ты­рёх­такт­ный вось­ми­ци­лин­д­ро­вый ди­зель КамАЗ-7403 жид­ко­ст­но­го ох­ла­ж­де­ния с тур­бо­ком­прес­сор­ным на­ду­вом. Мощ­ность — 260 л.с. (191 кВт), ра­бо­чий объ­ём — 10,85 л, час­то­та вра­ще­ния на мак­си­маль­ной мощ­ность — 2600 об/мин. На дви­га­те­ле смон­ти­ро­ва­ны воз­душ­ный ком­прес­сор, гид­ро­на­сос, то­п­лив­ные и мас­ля­ные фильт­ры, два ге­не­ра­то­ра и ко­тёл пред­пус­ко­во­го по­дог­ре­ва­те­ля.

Пи­та­ние то­п­ли­вом про­из­во­дит­ся из двух ба­ков ём­ко­стью по 150 лит­ров.

Мак­си­маль­ная ско­рость по шос­се — не ме­нее 80 км/ч, на пла­ву — не ме­нее 9 км/ч. За­пас хо­да по шос­се — 600 км.

Для об­лег­че­ния пус­ка хо­лод­но­го дви­га­те­ля при тем­пе­ра­ту­ре ок­ру­жаю­ще­го воз­ду­ха от -5…-20°С ис­поль­зу­ет­ся элек­тро­фа­кель­ное уст­рой­ст­во, ко­то­рое по­дог­ре­ва­ет воз­дух фа­ке­лом пла­ме­ни, об­ра­зую­щим­ся от сго­ра­ния во впу­ск­ных тру­бо­про­во­дах то­п­ли­ва во вре­мя стар­тер­ной про­крут­ки и на­чаль­ной ра­бо­ты дви­га­те­ля до вы­хо­да его на ус­той­чи­вый ре­жим.

Трансмиссия

Транс­мис­сия БТР-80 — ме­ха­ни­че­ская сту­пен­ча­тая. В её со­став вхо­дят: сце­п­ле­ние, ко­роб­ка пе­ре­дач, раз­да­точ­ная ко­роб­ка, кар­дан­ные пе­ре­да­чи, мос­ты, ко­лёс­ные ре­дук­то­ры. Сце­п­ле­ние — фрик­ци­он­ное, су­хое, двух­дис­ко­вое. Ко­роб­ка пе­ре­дач — ме­ха­ни­че­ская, с не­под­виж­ны­ми ося­ми ва­лов, пя­ти­сту­пен­ча­тая, трёх­хо­до­вая, с шес­тер­ня­ми по­сто­ян­но­го за­це­п­ле­ния. Обес­пе­чи­ва­ет 5 пе­ре­дач впе­рёд и 1 на­зад. Раз­да­точ­ная ко­роб­ка — ме­жо­се­вая, ме­ха­ни­че­ская, двух­сту­пен­ча­тая. Кар­дан­ные пе­ре­да­чи, со­стоя­щие из 19 ва­лов, пе­ре­да­ют кру­тя­щий мо­мент к ко­лёс­ным ре­дук­то­рам, во­до­мёт­но­му дви­жи­те­лю и ле­бёд­ке. Все че­ты­ре мос­та БТР — ве­ду­щие с пол­но­стью раз­гру­жен­ны­ми по­лу­ося­ми и ку­лач­ко­вы­ми диф­фе­рен­циа­ла­ми по­вы­шен­но­го тре­ния. Пре­ду­смот­ре­на при­ну­ди­тель­ная бло­ки­ров­ка ме­жо­се­во­го диф­фе­рен­циа­ла для тя­же­лых до­рож­ных ус­ло­вий. Ко­лёс­ные ре­дук­то­ры — од­но­сту­пен­ча­тые, с ко­со­зу­бы­ми ци­лин­д­ри­че­ски­ми шес­тер­ня­ми.

Ходовая часть

Хо­до­вая часть БТР-80 вы­пол­не­на по ко­лёс­ной фор­му­ле 8×8 с дву­мя па­ра­ми пе­ред­них управ­ляе­мых ко­лес. Под­вес­ка ма­ши­ны — не­за­ви­си­мая, ры­чаж­ная, тор­си­он­ная, с те­ле­ско­пи­че­ски­ми амор­ти­за­то­ра­ми двух­сто­рон­не­го дей­ст­вия. Ко­лё­са с разъ­ём­ным обо­дом. Ши­ны КИ-80Н — бес­ка­мер­ные, тол­сто­стен­ные, пу­ле­стой­кие, с ре­гу­ли­руе­мым дав­ле­ни­ем. До­пус­ка­ют крат­ко­вре­мен­ное дви­же­ние без из­бы­точ­но­го дав­ле­ния. БТР обо­ру­до­ван сис­те­мой цен­тра­ли­зо­ван­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния дав­ле­ния воз­ду­ха в ши­нах. Ра­бо­чее дав­ле­ние — 50-300 кПа. БТР-80 мо­жет про­дол­жить дви­же­ние при пол­ном вы­хо­де из строя од­но­го или двух ко­лёс. Тор­моз­ные сис­те­мы: ра­бо­чая (дей­ст­ву­ет на все 8 ко­лёс), стоя­ноч­ная (дей­ст­ву­ет на транс­мис­сию), про­ти­во­скат­ное уст­рой­ст­во (сто­по­рит транс­мис­сию).

Дви­же­ние по во­де обес­пе­чи­ва­ет­ся ра­бо­той од­но­сту­пен­ча­то­го од­но­валь­но­го во­до­мёт­но­го дви­жи­те­ля с че­ты­рёх­ло­па­ст­ным греб­ным вин­том. Вы­ход­ное ок­но во­до­мё­та при дви­же­нии по су­ше за­кры­ва­ет­ся бро­не­вой за­слон­кой: при дви­же­нии по во­де за­кры­тие за­слон­ки при­во­дит к на­прав­ле­нию во­ды в ка­на­лы зад­не­го хо­да и соз­да­нию тя­ги зад­не­го хо­да или тор­моз­ной си­лы на во­де. Для управ­ле­ния бро­не­транс­пор­тё­ром на во­де ис­поль­зу­ют­ся пе­ред­ние управ­ляе­мые ко­лё­са ма­ши­ны и во­дя­ные ру­ли, рас­по­ло­жен­ные в ко­ро­бе аг­ре­га­та управ­ле­ния ма­ши­ной на пла­ву.

Электрооборудование

Элек­тро­обо­ру­до­ва­ние бро­не­транс­пор­тё­ра вы­пол­не­но по од­но­про­вод­ной схе­ме, кро­ме ро­зе­ток пе­ре­нос­но­го све­тиль­ни­ка и ка­туш­ки элек­тро­маг­ни­та вы­клю­ча­те­ля ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей, ко­то­рые вы­пол­не­ны по двух­про­вод­ной схе­ме. Но­ми­наль­ное на­пря­же­ние бор­то­вой се­ти при ра­бо­те от ак­ку­му­ля­то­ров — 24 в, при ра­бо­те от ге­не­ра­то­ра — 27-28 В. Ис­точ­ни­ки элек­тро­энер­гии: две па­рал­лель­но со­еди­нён­ные ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи 12СТ-85Р1 ли­бо по­сле­до­ва­тель­но со­еди­нён­ные ба­та­реи 6СТ-190ТР и две ге­не­ра­тор­ных ус­та­нов­ки. Ге­не­ра­то­ры Г290В — трёх­фаз­ные, син­хрон­ные. Но­ми­наль­ное на­пря­же­ние — 28 В, вы­прям­лен­ный ток — 115-128 А.

Средства связи

В со­став средств свя­зи БТР-80 вхо­дят ра­дио­стан­ция Р-123М и тан­ко­вое пе­ре­го­вор­ное уст­рой­ст­во Р-124 на три або­нен­та. На ма­ши­нах бо­лее позд­них вы­пус­ков Р-123М бы­ла за­ме­не­на Р-163-50У, а Р-124 на Р-174 на 5 або­нен­тов со шле­мо­фо­на­ми ТШ4. Поз­же вме­сто Р-163-50У ус­та­нав­ли­ва­лись ра­дио­стан­ция Р-173 и ра­дио­при­ём­ник Р-173П (даль­ность свя­зи — око­ло 20 км).

Вспомогательные системы

Для уда­ле­ния за­борт­ной во­ды, про­ник­шей в кор­пус че­рез не­плот­но­сти и по­вре­ж­де­ния, ма­ши­на обо­ру­до­ва­на эжек­ци­он­ной сис­те­мой во­до­от­ли­ва и од­ним цен­тро­беж­ным на­со­сом с элек­тро­при­во­дом. Сум­мар­ная по­да­ча во­до­от­лив­ных средств — не ме­нее 800 л/мин. При пре­одо­ле­нии вод­ных пре­град с вы­со­той вол­ны бо­лее 0,5 м, что­бы не до­пус­тить по­па­да­ния во­ды в си­ло­вое от­де­ле­ние, на воз­ду­хо­при­ём­ни­ки ус­та­нав­ли­ва­ют­ся спе­ци­аль­ные воз­ду­хо­за­бор­ные тру­бы. Для пре­дот­вра­ще­ния за­ли­ва­ния пе­ред­ней час­ти кор­пу­са вол­на­ми, бро­не­транс­пор­тёр снаб­жён вол­но­от­ра­жа­тель­ным щит­ком, ко­то­рый в по­ход­ном по­ло­же­нии от­ки­ды­ва­ет­ся на верх­ний пе­ред­ний бро­не­вой лист кор­пу­са.

За­щи­та от ОМП (по­ра­жаю­щих фак­то­ров ядер­но­го взры­ва, хи­ми­че­ско­го и бак­те­рио­ло­ги­че­ско­го ору­жия) обес­пе­чи­ва­ет­ся за счёт уп­лот­ни­тель­ных уст­ройств, сис­те­мы очи­ст­ки воз­ду­ха и соз­да­ния в оби­тае­мых от­де­ле­ни­ях из­бы­точ­но­го дав­ле­ния. В ком­плект БТР вхо­дит при­бор ра­диа­ци­он­ной раз­вед­ки ДП-3Б (поз­же за­ме­нён ИМД-21Б), при­бор хи­ми­че­ской раз­вед­ки ВПХР, тан­ко­вый де­га­за­ци­он­ный ком­плект ТДП.

Про­ти­во­по­жар­ное обо­ру­до­ва­ние со­сто­ит из ав­то­ма­ти­че­ской сис­те­мы ППО, ог­не­ту­ши­те­лей ОУ-2 и ОП-10А. Сис­те­ма ППО пред­на­зна­че­на для ту­ше­ния по­жа­ра в си­ло­вом от­де­ле­нии. Мо­жет ра­бо­тать как в ав­то­ма­ти­че­ском, так и в руч­ном ре­жи­ме. Ог­не­га­ся­щий со­став — «Хла­дон 114В2» или «3,5». Уг­ле­ки­слот­ный ог­не­ту­ши­тель ОУ-2 пред­на­зна­чен для ту­ше­ния не­боль­ших оча­гов по­жа­ра. Ём­кость — 2 лит­ра. Для ту­ше­ния по­жа­ра сна­ру­жи ма­ши­ны ис­поль­зу­ет­ся по­рош­ко­вый ог­не­ту­ши­тель ОП-10А (по­ро­шок ПСБ-3).

БТР-80 ос­на­щён ле­бёд­кой для са­мо­вы­тас­ки­ва­ния и вы­тас­ки­ва­ния дру­гих за­стряв­ших объ­ек­тов. Пре­дель­ное тя­го­вое уси­лие на крю­ке — 4400-6000 кгс, с при­ме­не­ни­ем бло­ка — 8800-12000 кгс, дли­на тро­са — 50 м.

Обитаемость

Для по­дог­ре­ва воз­ду­ха в оби­тае­мых от­де­ле­ни­ях БТР ус­та­нов­ле­ны три ото­пи­те­ля ка­ло­ри­фер­но­го ти­па с вен­ти­ля­то­ра­ми.

Для ис­клю­че­ния от­рав­ле­ния по­ро­хо­вы­ми га­за­ми ма­ши­на обо­ру­до­ва­на сис­те­мой по­да­чи чис­то­го воз­ду­ха че­рез мас­ки про­ти­во­га­зов к ка­ж­до­му чле­ну эки­па­жа и де­сан­та.