Восстановить можно, забыть и простить - никогда ...Прошел год после реактивного обстрела боевиками жилого массива в Мариуполе.

В воскресенье ровно в 11.30 в Мариуполе началась общегородская минута молчания по погибшим в прошлом году мирными жителями микрорайона Восточный. Невинных жертв необъявленной войны также почтили во время поминальной литургии и на многолюдном митинге-реквиеме. Огненный шквал в 9.20 в субботу утром 24 января налетел с восточной и северо-восточного направлений, за считанные секунды превратил жилой массив на адскую смесь огня, дыма, руин, отчаянных криков раненых и напуганных людей. Жертвами обстрела террористов стали три десятка человек, а еще более сотни получили ранения. Повреждено было почти четыре сотни зданий и сооружений, среди которых многоэтажные и частные жилые дома, школы, детские сады, амбулатория, магазины.

«Нас сразу упало небо! ..»

Апокалипсис! Ад! Конец света! «Русский мир» Путин совсем спятил и открыто пошел на нас войной! Вот так или примерно так, как до сих пор вспоминают очевидцы, они тогда мысленно молниеносно и лаконично реагировали на те роковые мгновения.

«Нам всем казалось, что нас сразу упало небо, — говорит жительница микрорайона Марина. — Поскольку все произошло очень быстро, сначала никто ничего не понял. Этот ужас застал меня у рынка «Киевский», где в субботу всегда многолюдно. Буквально через минуту мирная территория стала напоминать ад: падали убитые и тяжело раненые люди, горели дома и автомобили на улицах, разбегались в разные стороны уцелевшие. Было очень страшно, потому что никто не знал, что происходит и где искать спасения ».

Последствия обстрела из реактивных систем залпового огня жилого массива настолько поражали, что ему больше подходит определение не террористический акт, а война против мирного населения. Ведь прямо на месте погибли 29 мариупольцев, а двое погодя скончались в больнице от ран, 118 получили ранения, а еще очень много людей посреди холодной зимы остались без крыши над головой.

Через несколько дней после трагедии на внеочередной сессии городского совета озвучили предварительные результаты: материальный ущерб составил более 100 000 000 гривен. Реактивный град повредил 374 объекта: 76 многоэтажных жилых домов и 209 домов частного сектора, 76 объектов коммерческой деятельности, 4 детских сада, 3 школы, амбулатории. Разрушены 2800 квадратных метров автомобильных дорог.

Вместе стекла вставляли

Можно предположить, что среди целей душегубов, которые использовали мощное оружие против мирных жителей, в том числе и детей, была и попытка запугать их, посеять панику, отчаяние, уныние. Впрочем, как это часто бывает, произошло наоборот, потому что ужасы еще больше сплотило мариупольцев. Сразу же после обстрела пострадавшим начали оказывать соответствующую помощь, а затем незамедлительно начали восстанавливать разрушенные жилые дома и инфраструктуры. Первыми пришли на помощь местные металлургические комбинаты, сотрудники управления ДСНС, правоохранители, волонтеры и горожане. В частности металлурги расположили людей, которые потеряли жилье, в своих санаториях-профилакториях, предоставили семьям погибших определенные средства и взяли на себя все расходы, связанные с похоронами. Впоследствии взялись восстанавливать разрушенное. Уже на следующий после обстрела день ремонтные бригады начали теплоизоляцию поврежденных взрывами окон, а также развернули пункты для выдачи полиэтиленовой пленки для этих работ. Начали стеклить те окна.

Благодаря круглосуточной работе удалось быстрыми темпами отремонтировать поврежденные школы и детские сады, куда уже через месяц вернулись школьники и молодые мариупольцы. Показателен в этом отношении пример СОШ №5 (у нее взорвалось пять снарядов, в результате чего разбилось 150 окон, двери и т.д.) и детсада №160.

«Придя в понедельник на работу, мы не узнали своего детсада, ведь там было разрушено каждый уголок, — вспоминают заведующая учреждением Анна Варламова и ее помощница Валентина Бахмацкая. — Мы даже начали прощаться с помещением, потому что слишком большие здесь были разрушения. Однако на следующий день начались ремонтные работы ».

Конечно, на страшной трагедии в Восточном тогда откликнулась вся Украина, ведь помощь в первые дни поступала со всех уголков страны. По распоряжению Кабинета Министров «О выделении средств Донецкой облгосадминистрации» из резервного фонда государственного бюджета мариупольцам перечислили 10000000 гривен, часть которых использовали для ремонта домов (3,69 миллиона), а остальные как помощь адресовали семьям погибших и раненых. Более 18000000 гривен на восстановление жилья и устранения повреждений предоставлено из городского бюджета Мариуполя, а еще 600 000 — семьям погибших.

Именно благодаря совместным усилиям удалось частично ликвидировать последствия реактивного обстрела, хотя, конечно, соответствующей работы здесь хватает и теперь. Не возражает этого и местные власти: по словам Мариупольского городского головы Вадима Бойченко, завершено масштабные работы, и есть еще немало мелких. А лучше ситуацию знают сами жители пострадавшего жилого массива: во время соответствующего опроса, накануне трагической годовщины провел один из местных сайтов, усилия местной власти по восстановлению они оценили на четверку с минусом.

Реактивный град с востока

По факту обстрела микрорайона Восточный управления СБУ в Донецкой области открыло уголовное производство по ч. 3 ст. 258 УК Украины «Террористический акт, приведший к гибели людей». Наблюдатели мониторинговой миссии ОБСЕ, тщательно проанализировав ситуацию, пришли к выводу: обстрел Мариуполя с реактивных систем залпового огня вели с восточной и северо-восточного направлений, то есть с территории, временно контролируют незаконные вооруженные формирования «ДНР».

И отечественные контрразведчики сработали очень оперативно. Ведь в тот трагический день появились сообщения: удалось установить причастных к обстрелу боевиков и даже одного задержать. В частности Корректировщик обстрела называли жителя Мариуполя, бывшего работника ГАИ. А в переговорах до обстрела (их удалось перехватить и записать) тип с позывным «Террорист», который настойчиво просил: «Насыпь нормально на« Восточный »!», Также оказался уроженцем приморского города.

Однако результаты дальнейшего расследования неизвестны. А перспектива привлечения к строгой ответственности непосредственных убийц и тех, кто щедро поставляет им смертоносное оружие, в немалой степени зависит и от выводов, которые сделают живы