Как Обаме провести торговые переговорыУ Обамы тоже большие планы в сфере торговли. Но нисколько не похоже, что он, как Клинтон, готов рисковать ради подписания серьезных договоров.

На бумаге нынешний президент поставил очень серьезные цели. Вместе Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) и его трансатлантический аналог Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) представляют наиболее амбициозные торговые планы США со времен NAFTA и Уругвайского раунда в 1990-х.

Последние два соглашения были настоящими мировыми событиями и пришлись на ранние стадии самой значительной деловой экспансии Соединенных Штатов со времен Второй мировой войны. Нынешние торговые переговоры происходят на фоне более вялого восстановления и падения доходов среднего класса США. В отличие от Мексики, где годовщину NAFTA беззастенчиво празднуют, в Вашингтоне никто не зажигает свечи.

Непосредственная проблема Обамы — конгресс. Дипломаты в Азии и Европе надеются, что он получит у конгресса права на ускоренное ведение переговоров в ближайшие недели — без них диалог вряд ли даст результат. Обама пытается избегать упоминания этих прав в надежде, что так конгрессменам будет легче согласиться.

Бездействие, возможно, является наиболее мудрым путем для Обамы, особенно когда его рейтинг поддержки упрямо держится на уровне 55%. Но таким образом он немного добьется. Руководить из тыла — неподходящая стратегия для переговоров с другими странами.

Если глава Белого дома хочет достигнуть торговые цели XXI века, которые он изначально и поставил, ему нужно быть готовым отказаться от защитных мер США XIX века. Это означает расходование политического капитала, запасы которого опасно малы, на борьбу с сильными американскими лобби.

Партнеры США по ТТП, в частности, Вьетнам, Малайзия, Австралия и Новая Зеландия, стремятся убрать высокие барьеры США на текстиль, одежду, молочные продукты и сахар. Вашингтон все еще поддерживает крохотные квоты на импорт в каждом из этих секторов. Тарифы могут достигать 66% — как для обуви, например.

Более того, большинство экономик ТТП не хочет пускать к себе американские услуги для бизнеса — самое большое сравнительное преимущество США. Эквивалентные тарифы на импорт американских услуг для бизнеса составляют в среднем 66% в Китае и 44% в Мексике при всего 8% и 5% соответственно на американские товары.

Китай еще не участвует в ТТП. Но Обама вряд ли сможет улучшить доступ американских услуг в Азиатско-Тихоокеанский регион, если не сможет предложить серьезные уступки со своей стороны.

Хорошая сделка с Европой также потребует, чтобы президент рискнул и пошел на возможные разборки у себя дома, особенно со своей собственной партией. Популярные либеральные демократы, включая сенатора Элизабет Уоррен из Массачусетса, четко дали понять, что выступят против сделки насчет финансовых услуг с Европой, если она будет включать ослабление реформ Додда — Франка на Уолл-стрит.

Это, в свою очередь, дает Европе повод упрямиться насчет стандартов для продуктов питания, которые в Старом Свете строже, чем в США. То же самое касается защиты личных данных. Здесь Обама тоже ничего не добьется, если не займет позицию на передовой.

Исключение пунктов о защите личных данных, стандартах для еды и финансовых услуг лишит сделку какой-либо пользы. Проблемы уже заметны. Для тихоокеанских договоренностей момент истины может наступить раньше.

Радует то, что точка зрения США на выгоды и недостатки глобализации сейчас более реалистична. Страхи перед возможными последствиями чуть не помешали NAFTA в 1993 г., но сейчас американцы смирились с глобальной интеграцией. По результатам проведенного на прошлой неделе опроса, 52% американцев сказали, что США «не должны совать нос в чужие дела на мировой арене».

Это самый высокий уровень изоляционизма за все время с тех пор, как вопрос был впервые задан полвека назад. Войны по большей части остались в прошлом. Однако поразительные 77% считают, что стимулирование мировой торговли будет выгодно для США. Существуют условия для того, чтобы Обама действовал.