Российские солдаты признают, что участвовали в боях на Донбассе и группами бросают службу, - ReutersРоссийские солдаты группами бросают службу и уходят из армии, чтобы не быть вовлеченными в конфликт на Донбассе.

Как информирует Рейтер рассказали сами уволившиеся военные и правозащитники. Их рассказы ставят под сомнение утверждения Кремля о том, что в Украине нет российских войск, а за ополченцев россияне сражаются в качестве добровольцев.

«Количество свидетельств того, что на Украине воюют россияне, зашкаливает: на полях боя находят российское армейское вооружение, об этом рассказывают семьи российских солдат и украинские пленные, говорящие, что были схвачены российскими десантниками. После убийства оппозиционера Бориса Немцова соратники политика заканчивают работу над его докладом, в котором будут описаны новые свидетельства российского военного присутствия на Украине. Однако до сих пор редко удавалось находить российских солдат, участвовавших в боевых действиях в Украине и готовых об этом рассказывать. Еще реже получалось поговорить с теми, кто из-за этого уволился из армии. Рейтер связался с пятерыми военными, которые вместе с товарищами недавно покинули службу, в том числе и с двумя из них, которые признались, что уволились из-за того, что солдат отправляют в Украину, — сообщает издание.

Один из них живет в Москве. Он рассказал, что летом прошлого года был отправлен в Ростовскую область на учения, но вместо этого оказался в Украине на танке в составе бронеколонны.

«Какой-то подполковник уже после пересечения границы сказал, что могут посадить за невыполнение приказа. Некоторые отказываться стали там дальше находиться», — сказал бывший военный, служивший в элитной Кантемировской танковой дивизии. Как и остальные, он говорил на условиях анонимности, опасаясь возможного преследования.

Он видел, как солдаты отказывались воевать.

«При мне таких было двое. Куда-то их забрали. Подполковник говорил, что на них завели уголовное дело, а на самом деле, мы им потом позвонили, они дома были, просто уволились».

Российский президент Владимир Путин неоднократно отрицал, что РФ посылает войска в помощь боевикам на восток Украины, где, несмотря на действующее с февраля перемирие, продолжаются столкновения и растет число жертв. Пресс-секретарь Путина отвергает обвинения, которые выдвигают НАТО, власти западных стран и Киев. Москва утверждает, что любые российские солдаты, воюющие на Украине, это добровольцы, помогающие сепаратистам по своему личному желанию.

Но уволившиеся российские солдаты и правозащитники рассказали Рейтер об обратном. Они говорят, как некоторые солдаты боятся ехать в Украину, так как их заставляют воевать там или что они разочарованы тем, как их встретило командование после возвращения с украинской территории.

Бывший танкист из Москвы говорит, что не поехал бы в Украину по своей воле.

«Да нет, зачем? Это не наша война. Если бы войска там были официально, то да, это уже другое дело».

Он говорит, что был отправлен в Украину в конце августа прошлого года и вернулся в Россию в начале сентября во время первых мирных переговоров. Его экипаж управлял модернизированным российским танком Т-72Б3.

«(После возвращения в Россию) построили нас, сказали — всем командировочные, боевые, медали», — рассказал солдат. Но в итоге, по его словам, ни он, ни его товарищи не получили ничего из обещанного, даже после того, как напомнили об обещаниях своим командирам.

«Решили уволиться. Нас было 14 человек».

В России все мужчины в возрасте от 18 до 27 лет должны год отслужить в армии. По закону, солдаты срочной службы не могут быть отправлены за границу. Но по словам правозащитников, офицеры, используя финансовые стимулы, подталкивают призывников к тому, чтобы заключать контракты как профессиональные военные и заставляют их ехать в Украину.

Другому солдату, который говорит, что из-за Украины уволился из армии, 21 год и он командовал расчетом реактивной системы залпового огня Град. Военный, попросивший Рейтер не раскрывать своего имени и части, рассказал, что летом прошлого года его машина заняла позицию примерно в Ростовской области, примерно в двух километрах от украинской границы на юго-западе России. Хотя офицеры говорили об операции, как об учениях, солдаты готовились к ним как к настоящим боям.

«Ехали без опознавательных знаков. Мы сняли все свои кокарды, петлицы, шевроны. Все это убрали. Сказали, что в полевых условиях без этого ходят все».

Эти маневры и правда были похожи на учения, пока в начале сентября боевой расчет не получил приказа открыть огонь по цели, находившейся на расстоянии «17 километров, может, меньше». Он сказал, что, возможно, цель находилась в Украине:

«Я надеялся, что это не по живым людям было. Или что я по крайней мере промахнулся».

Он сказал, что от своих товарищей военных узнал о другой батарее из его воинской части, которая перешла границу и провела в Украине 10 дней.

«Непонятно, кто за что сражается и смысл этого», — сказал он.В конце января этот солдат был в отпуске, когда вдруг неожиданно был вызван обратно в свою часть.

«Нас переместили в другую батарею, которая должна была ехать куда-то на учения в Ростовскую область. Сказали, что там будут масштабные учения проходить и задействована очень большая группировка войск», — рассказывает бывший военный.

У него нет доказательств этого, но он не сомневался, что срочный вызов связан с войной в Украине. «А зачем еще вызывать из отпуска?»

Он и четверо других солдат решили, что лучше уйти из армии, чем отправиться воевать в Украину. Процедуру увольнения, как говорит военный и что подтверждается документами правозащитников и военной прокуратуры, они закончили в марте.

Семья другого российского солдата, который, по подозрению близких, был отправлен в Украину, говорит, что отчаялась найти понимание. В октябре военные привезли семье десантника Павла Жилина из Воронежа обезглавленное тело. Они сказали, что Жилин, служивший в 331-м гвардейском парашютно-десантном полку 98-й дивизии, был убит на учениях в России. Семья десантника сомневалась в этой версии. Первые подозрения появились, когда они по телевизору увидели десантников из той же роты, что и Жилин, в плену у украинских солдат. Позже Путин предположил, что они могли заблудиться и пересечь границу по ошибке.

Военные настаивали на том, что обезглавленное тело принадлежало 22-летнему десантнику, что он погиб на учениях в Ростовской области и не был в Украине. В выданных ими документах говорилось, что он погиб от разорвавшегося снаряда.

Семьи россиян, погибших в Украине, обычно получают компенсацию в 5 миллионов рублей ($90.000), говорят правозащитники.

По рассказам солдат, их родных и российской прессы, большинство военных, воевавших в Украине прошлым летом -добровольно или нет, — приехали из Центральной России, Северного Кавказа и Поволжья. Однако зимой корреспонденты Рейтер на востоке Украины видели бойцов, прибывших из других мест.

Их появление придает веса версии о том, что военные из более близких к Украине регионов неохотно участвуют в боевых действиях.

В начале этого года вооруженные люди с азиатской внешностью ездили по Донбассу на бронетехнике и дежурили на блокпостах. Бойцы оказались бурятами, представителями монгольской этнической группы с юга Сибири, живущие рядом с озером Байкал примерно за 4.500 километров от Украины.

Бурятский политик Доржо Дугаров говорит, что один из вернувшихся с Украины солдат из его республики сказал ему, что «люди не хотели идти из западной части (России), не было желания, моральный дух упал».

39-летний боевик Евгений Романенко из Донецка сказал Рейтер, что во время февральских боев за Дебальцево он был водителем военного грузовика в составе бронеколонны, которую сопровождали два танка с бурятскими экипажами.

«Прикрывали нас. Шли один впереди, другой сзади», — рассказал Романенко в госпитале в Енакиево, где он лечился после осколочного ранения ноги.

В ответ на вопрос, были ли буряты российскими солдатами, Романенко сказал:
«Да, это точно. Ребята оттуда, ясное дело, как они сюда попали и зачем».