Украина не успевает утилизировать боеприпасыЗаместитель директора Организации по сокращению и уничтожению оружия (PM/WRA) Государственного департамента Стивен Костнер говорит, что США уже выделили $4,6 млн для реализации второго этапа проекта Трастового фонда НАТО «Партнерство во имя мира».

«Поскольку правительство Украины выступает приверженцем утилизации, и первый этап был закончен успешно, мы готовы помогать с финансированием и дальше», — подчеркнул Костнер. Но, по словам менеджера Трастового фонда НАТО Бюлента Тюдеша, этих средств сегодня недостаточно.

Недофинансирование привело к тому, что второй этап проекта утилизации боеприпасов выполнен на 30% от плана, а стрелкового оружия — лишь на 25%. В то же время программа утилизации противопехотных мин вообще заморожена. Тюдеш не уточнил, какую сумму Украина получила на реализацию этого проекта, лишь отметил, что стоимость второго этапа программы составляет около €25 млн.

Эксперт Института Евро-Атлантического сотрудничества Игорь Козий считает, что страны-доноры недовольны реализацией Украиной обещанных демократических изменений и взятых обязательств. «Сегодня у Украины единственный шанс профинансировать этот проект — задействовать внутренние резервы, внутренних инвесторов. Иначе программа по утилизации вообще может остановиться», — сказал эксперт.

Руководитель проекта NSPA (Агентства НАТО по материально-техническому обеспечению) в Украине Василий Литвинчук прогнозирует, что решение о выделении финансовой помощи может быть принято в ближайшее время, а средства появятся через четыре-пять месяцев. Отсутствие доноров он связывает с экономическим кризисом в Европейском союзе.

«В Европе хватает своих проблем. Кроме того, договор был подписан еще в 2006 г., а за это время многое изменилось», — добавил Литвинчук.

Напомним, согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира, по итогам 2012 г. Украина заняла четвертое место в мировом рейтинге стран-экспортеров основных видов вооружений. Эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец считает, что этому способствовало не только заключение долгосрочных контрактов на поставку бронетехники в Казахстан, Ирак и Таиланд, но и сокращение финансирования оборонно-промышленного комплекса в Германии и Франции.