Россия стремительно теряет свои традиционные экспортные рынки оружия. По информации издания Military Watch Magazine, от закупки российских истребителей Су-35 отказался Алжир. Причиной такого решения называют отсутствия на истребителях РЛС с активной фазированной антенной решёткой. Напомним, что ранее от приобретения Су-35 отказалась Индонезия.

Алжир на протяжении более десяти лет неизменно был вторым по величине клиентом российского экспорта оружия после Индии и на сегодняшний день имеет самый большой оборонный бюджет на африканском континенте, более чем в два раза превышающий своего главного конкурента Египта.

Вооруженные силы страны неизменно входят в пятнадцать лучших в мире, а алжирские ВВС на протяжении десятилетий считаются самыми боеспособными на африканском континенте с высоким качеством и количеством как живой силы, так и техники. Парк боевых реактивных самолетов страны состоит исключительно из советских и российских разработок, а именно истребителей МиГ-29 и тяжеловесных истребителей Су-30МКА, перехватчика МиГ-25 и ударного истребителя Су-24.

Долгое время предполагалось, что Алжир может стать будущим клиентом для истребителя Су-35, а российские СМИ неоднократно сообщали в течение нескольких лет, что ведутся переговоры о заказах на самолеты.

Однако требование Алжира к современному истребителю оказались выше, чем то, что может предоставить Россия в своем Су-35, которая к тому же на 60% выше, чем уже имеющиеся на вооружении алжирского ВВС Су-30МКА … Алжирцам нужно чтобы новые истребители включали интеграцию активного радара с электронным сканированием (AESA), который Россия еще не интегрировала ни на один истребитель, развернутый на уровне эскадрильи.

Такие радары были впервые приняты на вооружение Японией с 2002 года, но стали стандартными для всех основных истребителей, производимых за пределами России к середине-концу 2010-х годов, что отражает серьезное отставание отрасли в самой России. Это произошло несмотря на то, что СССР развернул радары PESA с фазированной решеткой для воздушных боев более чем за 20 лет до любой другой страны с революционной РЛС МиГ-31 «Заслон» и отражало степень промышленного упадка России после 1991 года. Радары с АФАР избегают необходимости механического сканирования, гораздо менее уязвимы для радиоэлектронной борьбы, обеспечивают большую мощность и предоставляют ряд больших возможностей для наступательной радиоэлектронной борьбы. Радары с АФАР были требованием для тендеров на истребители по всему миру в течение некоторого времени, ярким примером является выбор Сингапуром F-15 по сравнению с европейскими конкурентами в 2005 году в основном потому, что ни один европейский истребитель не имел в то время радара AESA.

Таким образом отсутствие у российского истребителя Су-35 радара с АФАР, как сообщается, подорвало его привлекательность для Алжира и, вполне возможно, для других иностранных клиентов.

По мнению африканских военных экспертов, Алжир после отказа от Су-35, скорее всего, обратит внимание на китайских производителей. Сейчас Китай предлагает на экспорт очень мощный легкий J-10C, который также развертывает радар с АФАР.

Если России не удастся разработать радар с АФАР для своих будущих истребителей в ближайшее время, она может полностью потерять свою долю рынка. Вслед за Индонезией и Алжиром от российских истребителей откажутся и другие потенциальные клиенты.

Сергей Ветров «Военный телеграф»