Глава министерство промышленности и торговли РФ Денис Мантуров на полях Петербургского экономического форума (ПМЭФ) сообщил весьма тревожную новость. На первый взгляд она очень хорошая и обнадеживающая и заключается в том, что министерство собирается в ближайшее время подписать договор с авиакомпанией «Аэрофлот» на поставку 300 новейших самолетов МС-21.

Дело все в том, что этот летательный аппарат находится еще собственно на стадии испытаний и не сертифицирован.

Напомним, что за последние десятилетия Российская Федерация уподобилась полностью, или частично создать всего два самолета для гражданской авиации — самолеты Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Причем второй как раз относится к категории “частично”, поскольку МС-21 еще проходит испытания, а полученный в декабре прошлого года сертификат не подходит к «новейшему самолету МС-21», который собирается закупать «Аэрофлот»!

Дело в том, сертификат получен на версию МС-21-300 с американскими двигателями Pratt&Whitney и крылом, изготовленным из импортных композиционных материалов. Американские санкции сделали свое дело и такой вариант самолета прекратил свое существование, по существу, даже не родившись.

Для справки: МС-21 — семейство среднемагистральных пассажирских самолетов, создаваемое предприятиями «Ростеха». Сертификация и запуск серийного производства базовой модификации МС-21-300 на 163-211 мест неоднократно переносились. Одной из причин назывались санкции США в отношении компании «Аэрокомпозит» (входит в «Ростех»), из-за которых поставки композитов для крыла МС-21 подпали под запрет.

Вопрос с импортозамещением композитов для крыла был решен. Отечественные материалы для крыла разработали предприятия «Росатома» при участии ученых МГУ. Консоли крыла и центроплан производятся на предприятии «Аэрокомпозит-Ульяновск».

Но подоспели новые санкции и американские двигатели Pratt&Whitney в Россию уже не поставляются. Прийдется использовать российский двигатель ПД-14. На сколько надежно и безопасно МС-21 будет летать с отечественным двигателем не известно. В любом случае ужесточения западных санкций, когда бывшие партнеры перестали обслуживать авиаперевозчиков из России и давать им в аренду самолеты зарубежных компаний, а Евросоюз ввел запрет на полеты российских самолетов над всей территорией ЕС, Москва срочно нуждается в собственных гражданских лайнерах.

В таких условиях сертификация может оказаться простой формальностью вне зависимости от реальных летных качеств МС-21. Вот это беспокоит и даже пугает…

Максим Ветров