На DubaiAirshow2021 состоялась презентация истребителя “пятого” поколения Checkmate.

«Конь в песках» — так оригинально называется павильон для макета будущего российского однодвигательного самолета пятого поколения Су-75 Checkmate. Для заинтересовавшихся предлагается брошюра на английском языке с перечнем характеристик потенциальной новинки.

Фото макета будущего российского самолета оказалось и на первой полосе специального выставочного издания. Под заголовком «Первый ход» говорится о дебюте Checkmate на международном уровне и приводятся некоторые уже нам известные данные: цена в 20-30 миллионов долларов, запланированный в 2023 году первый полет и т.д.

Однако все комплименты, которые получает Checkmate, делаются ему авансом, в основном благодаря яркому, даже агрессивному пиару проекта (в пиаре мы точно лучшие в мире!), моментами граничащему со здравым смыслом — чего стоит идея «Ростеха» с выпуском собственного парфюма с «запахом истребителя пятого поколения» (!), аромат, которого включает в себя нотки стекла, кожи, а также металлов, использующихся при постройке самолетов (!). К сожалению нужно признать, что парфум «Turn the Chessboard» — это пока единственное, что реально завершено в рамках реализации проекта истребителя “пятого” поколения Checkmate.

На выставке DubaiAirshow2021 истребитель Су-75 не только не летал, но даже пока не может самостоятельно выкатиться на взлетно-посадочную полосу. Мы, конечно, помним, что первый полет истребителя запланирован лишь в 2023 году… Но не лучше ли было сначала завершить основные работы по созданию самолета, совершить первый полет, а уж потом вкладывать огромные средства в пиар и рекламу? Когда вместо работы над самолетом «Ростех» создает духи с сомнительным запахом, начинаешь по-настоящему переживать за успешную реализацию столь амбициозного проекта.

Тем более, что и сам проект истребителя Су-75 мог бы быть более инновационным, чем то, что мы видим сейчас. Поясним, что мы имеем введу. Если внимательно рассмотреть очертания Су-75, то без труда можно увидеть даже внешнюю схожесть с Су-57. Более того, даже двигатель на Су-75 все тот же, как и на Су-57 и Су-35. И где же здесь пятое поколение?!

Может оно проявляется в предполагаемом оснащении истребителя компьютером с искусственным интеллектом? Понимаете, когда наши космические аппараты «Союз» раз за разом не могут состыковаться в автоматическом режиме с Международной космической станцией, говорить о компьютере, оснащенном ИИ, как то не серьезно.

Еще большие опасения вызывают заявленные на весь мир сроки серийного производства, принятия на вооружение и начала поставок заказчикам. Нам обещают, что самолет совершит свой первый полет в 2023 году, а в 2026 начнет поступать к заказчикам. На сколько это реальный план?

Например, Су-57 совершил свой первый полет в 2010 году, но его испытания, не смотря на прием в эксплуатацию в прошлом году, до сих пор не завершены. Это при том, что в состоянии макета самолет был создан в 2004 году! Если такая аналогия приемлема, то Су-75 стоит ожидать не в 2026, а в лучшем случае в 2033-м…

Сергей Ветров, «Военный телеграф»