Гражданской и военной авиации РФ грозит полный крах. Учитывая проведение российской «спецоперации» в Украине, Евросоюз ввел санкции против российских «крыльев»: они остались без поставки импортных запчастей и комплектующих. Бывшие партнеры перестали обслуживать авиаперевозчиков из России и давать им в аренду самолеты зарубежных компаний.

Из-за новых санкции Запада российские авиакомпании оказались в безвыходной ситуации: взлетные полосы уже превращены в черные! Ведь большая часть самолетов в лизинге (777 из 980 «крыльев»). Уже закрыты семь воздушных гаваней в двух федеральных округах – Южном и Северо-Кавказском. В штатном режиме работают только аэропорты Сочи и Ставрополя, которые стали едва ли не основными транспортными узлами РФ.

Сегодня из Сочи можно улететь в Москву, Екатеринбург, Пермь, Самару, Челябинск. Также отсюда осуществляются полеты в Армению и Узбекистан. Невозможно – в Анапу, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь, Элисту. Из аэропорта Минеральных Вод отправляются рейсы в Турцию, Азербайджан, Армению и Египет. Впрочем, самая большая проблема – не только ограничение авиапространства, но и отсутствие возможности летать на европейских и американских самолетах.

В связи с военной агрессией РФ страны Евросоюза ввели запрет на полеты российских самолетов над всей территорией ЕС. В ответ Росавиация запретила у себя полеты европейских авиакомпаний. Как и следовало ожидать, возник ажиотажный спрос из-за проблем авиаперевозчиков. Стоимость международных перелетов сразу же начала расти. Ведь турецкие авиакомпании, оставшиеся на рынке в привилегированном положении, наращивают свои мощности и повышают цены за «небесные» услуги.

Кроме того, Евросоюз ввел эмбарго на поставки в РФ товаров и технологий для авиационной и космической сфер. Производители самолетов «Сухой» и «Туполев» не могут сотрудничать с европейскими партнерами. Также международные компании потребовали вернуть «птиц», которые обслуживают российские авиалинии на условиях лизинга. О приостановлении сотрудничества с Москвой уже заявил Boeing, прекративший поставки запчастей, техобслуживание и поддержку авиации России. Это значит, что Кремлю придется оплакивать свои подрезанные «крылья»: путинская верхушка вряд ли может сохранить воздушный флот и наладить импортозамещение комплектующих для самолетов.

Из-за запрета на техобслуживание количество летающих самолетов начинает сокращаться, а их поднятие в небо – становится все более трудоемким. Чтобы выиграть время, можно снимать комплектующие с одного самолета и ставить на другой. Но такие маневры скажутся на безопасности полетов. Многие санкции коснулись и программного обеспечения, которое инженеры используют для фиксирования сроков проведения техобслуживания. Эти ограничения затронут и авиационное оборудование, с помощью которого осуществляется контроль за полетами (практически все оборудование, которым пользуются диспетчеры, производится иностранными компаниями).

Сейчас в РФ поговаривают о возобновлении проектов Ту-204СМ, Ту-214 и Ту-334, при помощи которых хотят восполнить потери из-за ухода таких крупных авиакомпаний как Boeing и Airbus. Однако для запуска серии данных самолетов нужны огромные деньги и время. На большинстве этих проектов установлена устаревшая аппаратура, а комплектующие нуждаются в замене. Немалые проблемы возникают и с реализацией Ту-334, где ранее предусматривались украинские двигатели (аналог ПД-8 пока не существует).

Что касается военной авиации, то ситуация здесь тоже довольно плачевная. На данный момент в арсенале ВВС РФ насчитывается около 1600 «крыльев» разных типов и модификаций: Су-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-34, Су-25, Ту-160, Ту-95 и Ту-22М. Однако это не значит, что они боеспособны и могут быть использованы. Во-первых, Кремль увлекается воздушными «соревнованиями» с НАТО, США и даже Японией (напомнившей о своих претензиях к Курилам). Во-вторых, львиная доля этих самолетов унаследована еще со времен бывшего Советского Союза: они устарели морально и материально. Многие из них уже давно выработали свой ресурс. К примеру, в 2009-2020 годах из 289 машин МиГ-29 разрешение на продление срока эксплуатации получили только 74 «птицы» (24 морских и 50 армейских).

Вместо обещанных Су-34 военные авиаторы до сих пор используют старенькие Су-24, выпущенные еще в 1967-1993 годах (авиапромышленность РФ производит лишь до десяти Су-34 в год). Из 380 тяжелых истребителей семейства Су-27 более 130 – это старые самолеты, которые в ближайшее время придется менять. Есть проблемы и с машинами Су-35С: ранее для них в Украине делали отдельные узлы и агрегаты, а вся бортовая электроника была построена на зарубежной базе. Довольно сложной остается и ситуация с фронтовой авиацией, использующей штурмовики Су-25. В настоящее время ВВС РФ имеют на вооружении 197 таких машин. Однако за последние 11 лет ни одного нового самолета этого типа российские военные так и не получили.

Сегодня Москва использует против Киева всего лишь около 340 боевых самолетов. Фактически это весь воздушный арсенал, на который может рассчитывать путинский режим. Причем, около половины этих машин уже «долетались» в ходе жестоких воздушных боев. В итоге «спецоперация» в Украине привела к уничтожению авиации в России. Как говорится, идем в пике с набором высоты…

Максим Ветров «Военный телеграф»