Китайцы на пути к реформацииОчередной партийный форум китайских коммунистов предвещал фундаментальные изменения.
Некоторые даже приравнивали эту встречу по значительности к историческому партийному пленуму 1978 г., на котором Дэн Сяопин запустил рыночные реформы, обеспечившие основу для 35 лет выдающегося роста.

Выполнило ли руководство Компартии, возглавляемой председателем КНР Си Цзиньпином, свои смелые обещания? Те, кто хочет верить, что Китай действительно входит в кардинально новый период либерализации экономики, ухватились за фразу в итоговом заявлении — обещание, что рынок впредь будет играть «решающую» роль в управлении китайской экономикой.

Как сообщают новости в КЗ, смелая трактовка этого слова действительно может запустить каскад далеко идущих реформ. Если бы рыночным силам дали волю во всех сферах экономики, можно было бы ожидать либерализации цен и процентных ставок, окончательной полной конвертируемости китайской валюты и радикального ограничения роли китайских государственных предприятий.

Однако в заявлении, появившемся по итогам пленума, нет разъяснений ни по одной из этих реформ. Нет открытого обсуждения реформы финансового сектора или изменения системы разрешений на жительство «хукоу», которая превращает многих сельских жителей, приезжающих в города, в граждан второго сорта.

Обещание расширить имущественные права фермеров потенциально рассчитано на далекую перспективу. Однако кое-что из сказанного в итоговом заявлении пленума, похоже, противоречит идее, что рынки впредь будут «решающими».

Например, обещание «непреклонно укреплять и развивать государственную экономику» предполагает, что роль госпредприятий будет сохранена и даже увеличена.

Следует помнить, что даже после переломного пленума Дэн Сяопина в 1978 г. прошли годы, прежде чем все до конца поняли его важность. Разворачивание программы Си Цзиньпина тоже может занять время.

Однако быстрое внедрение некоторых мер, например разрешение сельским жителям, ведущим фермерское хозяйство, продавать (закладывать) свою землю или либерализация цен на энергию, по крайней мере, засвидетельствует решимость китайского лидера действовать.