Аналитики американского издания Foreign Affairs уверенны, что несмотря на вывод войск США из Ирака и Афганистана, Америка не утратил свой геополитический потенциал. И даже в такой ситуации является куда более влиятельной политической силой в ближневосточном регионе чем Россия и Китай.

Действительно, по оценкам американских аналитиков Frederic Wehrey и Andrew S. Weiss, Москва в последние годы попыталась заполнить вакуум власти в регионе, направив свои войска и наемников в Сирию и Ливию, увеличив поставки вооружений в Алжир, Египет и Ирак, укрепляя сотрудничество с Саудовской Аравией и т.д.

Однако в Сирии и Ливии Москва поддерживает сомнительные авторитарные режимы, которые даже в такой ситуации не стремятся стать послушными марионетками Кремля. Ни Алжир, ни Египет, которые закупали огромное количество российского оружия, оказались не готовы создать прочные стратегические партнерские отношения с Москвой или предоставить ей надежный и долгосрочный доступ к авиабазам или военно-морским объектам. Коммерческое проникновение России в регион также довольно ограничено. Поэтому аналитики делают вывод, что влияние России в северной Африке и на Ближнем Востоке не такое большое, как сама Москва стремится это показать. Присутствие России в регионе напоминает хорошо известные «потемкинские деревни», за значительным фасадом которых, нет ничего настоящего.

Поэтому американские политики не должны стесняться бросать вызов российской деятельности на Ближнем Востоке с помощью целенаправленного отпора — будь то дипломатическими, экономическими или военными средствами или тайными формами давления.

Эксперты приводят примеры такой скрытой формы давления на Россию в регионе. Например, после того, как Москва начала печатать поддельные ливийские банкноты, чтобы помочь правительству Хафтара финансировать себя, американские чиновники, по-видимому, сообщили партнерам на Мальте, которые конфисковали партию с поддельными ливийскими купюрами на сумму более 1 миллиарда долларов. Еще одна информация американской разведки привела к аресту двух российских оперативников в ливийской столице. Иногда Соединенным Штатам удавалось привлечь внимание общественности к российским правонарушениям, например, когда Африканское командование США опубликовало разведданные, документирующие наращивание военной мощи России в Ливии, предоставив доказательства того, что она нарушает эмбарго ООН на поставки оружия.

Такие меры вряд ли повлияют на общую решимость России создавать проблемы, считают аналитики Foreign Affairs, но они могут расстроить, замедлить или сорвать агрессивные планы Кремля в Африке и на Ближнем Востоке .

Потенциал США в регионе по-прежнему не имеет себе равных: политическое и экономическое влияние Соединенных Штатов, жесткая сила, мягкая сила, использование многосторонней дипломатии продолжают давать ей преимущество над всеми ее соперниками. Американские политики должны сосредоточиться на укреплении этих преимуществ, а не на раздувании угрозы, исходящей от Москвы.

Сергей Матвеев, для «Военного телеграфа»