Российская "Армата" против украинского "Оплота"Россия, создав самый дорогой в мире танк стоимостью около $8 млн, пошла на огромный риск. А теперь может за это поплатиться. Во-первых, в стране даже годами отработанные технологии перестают работать (неудачные запуски ракет), а в случае с танком явно есть претензия на передовые технологии. Во-вторых, РФ ранее поставляла только модернизированные советские танки – надежную и недорогую технику. И, в-третьих, Россия сама не хочет пока продавать «Армату». В таких условиях место российской бронетехники на рынке может занять украинский «Оплот»

В чем особенности «Арматы»

Одно из главных решений в танке «Армата» – внутренняя бронированная капсула для экипажа и пустующая танковая башня (простыми словами, нет заряжающего). Именно это должно значительно уменьшить количество жертв среди танкистов. Впрочем, здесь есть и негативный момент. Если при модернизации советских танков стремились к уменьшению высоты башни, то тут ее, наоборот, соорудили огромной, что делает машину более заметной.

Разработчикам удалось сохранить небольшой вес (около 48 т против 63 т американского Abrams и немецкого Leopard-2; «Оплот» – 51 т), что добавляет машине скорости. Однако в полной мере оценить реальный потенциал Т-14 «Армата» пока невозможно. Во-первых, известны только базовые характеристики. Во-вторых, испытания на полигонах не могли дать исчерпывающего ответа даже российским военным, ведь на вооружении армии РФ нет противотанковых снарядов, сопоставимых по силе, например, с американскими. Еще одна проблема – необходимость в сложнейших оптических и электронных системах. На совершенствование существующих сырых технологий могут пойти годы. Ведь ранее для модернизации советских танков Москва покупала запчасти у международной компании Thales Group. Вероятно, казус на параде говорит также о проблемах с двигателем или трансмиссией, ведь тогда заглохла и БМП на базе «Армата».

Танковые войны

В начале июня в программе ТСН вышел сюжет о том, что российские военные эксперты смоделировали сражение лучших в мире танков. В сюжете говорится, что среди 13 образцов был и украинский «Оплот», и российская «Армата». Каждый танк сразился с двенадцатью другими, и лидером с 12 победами из 12 возможных стал как раз украинский супертанк, созданный на Харьковском заводе имени В. О. Малышева. Другие СМИ моментально подхватили сенсацию. Однако зритель так и не услышал, кто же именно проводил такой эксперимент.

Элементарный фактчекинг говорит о том, что подобное «исследование» действительно было опубликовано, но в обычном блоге еще в 2013 году. Не говоря уже о том, что в сюжете путают последние БМ «Оплот» и Т-84У «Оплот», а также российские «Армату» и Т-90МС «Тагил».

Экспорт «Оплота»

Действительно, «Армата» пока не конкурент «Оплоту». Особенно на рынке. Согласно заявлениям Военно-промышленной комиссии РФ, первые танки пойдут на экспорт не ранее 2020 года. Причем цена одной машины – $7,9 млн. Сомнительно, что потенциальные клиенты будут заинтересованы в «Армате», если найдется более дешевая альтернатива. Украинский танк имеет свои недостатки, но его, по крайней мере, неоднократно проверяли. Правда, пока не в боевых условиях – несмотря на сообщения о появлении «Оплота» в зоне АТО, подтвержденной информации об этом нет.

Пока даже не совсем понятно, на что будет сделана ставка: на экспорт «Оплота» или использование его в ВСУ. На данный момент в распоряжении украинской армии находятся лишь две единицы, которые официально используются только для обучения. Заявления чиновников не дают однозначного ответа. По словам первого заместителя гендиректора «Укроборонпрома» Сергея Пинькаса, танк, при его экспортной стоимости в $4,9 млн, выгоднее продавать, а заработанные деньги использовать для модернизации Т-64 и Т-72. Например, до уровня Т-64БМ «Булат». Тогда как секретарь СНБО Александр Турчинов заявлял, что продажа и внутреннее использование – потребности равноценные.

По контракту 2009 года, не выполненному по финансовым причинам, стоимость одной БМ «Оплот» для украинской армии составляла 29,5 млн грн. Тогда на полученную от продажи одного танка сумму можно было модернизировать четыре «Булата». Сейчас соотношение примерно такое же. Главный редактор журнала Defense Express Сергей Згурец считает, что использовать БМ «Оплот» в зоне АТО и правда нерационально. Главным недостатком украинских танков предыдущих моделей он называет отсутствие тепловизоров. Поэтому сейчас поднимают вопрос оснащения модернизированных машин «Булат» этими приборами. Тогда как «Оплот», наоборот, слишком хорош для зоны АТО.

Первые «Оплоты» были произведены еще в 2009 году, а представлены за границей в 2011-м. Чуть позже был заключен контракт с Таиландом на поставку 49 машин на $240 млн. До сегодняшнего дня заказчику поступило десять украинских танков. Известно, что в 2015 году «Укроборонпром» планирует выпустить 40 единиц, а в 2016 году выйти на уровень производства в 100-120 машин. Пока Таиланд остается единственным покупателем, но, по словам Сергея Згурца, сейчас ведутся переговоры о продаже отдельных комплектующих БМ «Оплот» или налаживании производства с использованием некоторых украинских наработок. Тогда как об экспорте «Арматы» пока ничего сказать невозможно.

Динамическая защита, современные системы защиты связи, исключительная маневренность, отсутствие заряжающего и активная система противодействия оружию еще в 2011 году застолбили за украинским танком статус одного из самых инновационных. Отдельные иностранные модели также имеют уникальные наработки. Если сравнить данные о характеристиках, доступные в открытых источниках, становится понятно, что по большинству характеристик «Оплот» лучше конкурентов. Да еще и дешевле.

Конечно, пока говорить о завоевании рынка не стоит – США и Германию никто с первых мест в списке экспортеров не потеснит (по данным Регистра обычных вооружений ООН, они продали 5511 и 2680 единиц бронетанковой техники в период 1992-2013 годов соответственно). Но вот занять свою долю на рынке Украина вполне может. Разумеется, это будут не традиционные покупатели украинских танков Т-72 Эфиопия и Нигерия, а кто-то новый.

У постоянных покупателей российского вооружения Индии и Китая есть свои танки. В Нью-Дели своей разработкой не очень довольны, а вот Пекин недавно выпустил инновационный VT-4. К слову, представители государственной компании Norinco еще и пошутили над российскими коллегами, заявив, что их машина не заглохнет на полпути. Китайцы также отмечают, что VT-4 превосходит Т-14 «Армата» по качеству автоматики, маневренности и системам управления огнем. Преимущества пока доказаны только словами и являются маркетинговым ходом, но вот «китаец» значительно доступнее – стоит примерно $3 млн, по крайней мере в два раза дешевле российского и американского (Abrams M1A2 SEPv2) танков. Поэтому китайская машина в теории может стать конкурентом и «Оплота». Но на это также понадобится время.

Скорее всего, в ближайшее время «Оплот» и «Армата» не встретятся ни на поле боя, ни на оружейном рынке. Похоже, ставка на инновации себя не оправдала – «Армату» нужно доработать даже для использования российскими войсками. И задача наших чиновников – грамотно воспользоваться этой ситуацией.

Владислав Кудрик