Атомная подводная лодка Северного флота «Орел» потеряла ход в проливе Каттегат и начала дрейфовать в датских территориальных водах в сторону острова Сейере. Экипажу удалось произвести аварийный ремонт, однако, в состоянии готовности к ее буксировке оставались российский буксир «Алтай» и датский сторожевой корабль «Диана».

Опасный инцидент произошел 30 июля 2021 года в оживленных водах на восток от Орхуса — второго по величине города в Дании. «Орел» вместе с двумя другими кораблями Северного флота несколькими часами ранее прошел под мостом Большой Бельт, направляясь из Санкт-Петербурга в Мурманск. Это был обратный рейс: все они принимали участие в морском параде, организованном по случаю Дня Военно-морского флота РФ.

Проблемы начались после того, как корабли миновали самый узкий участок Датских проливов. Ситуация была опасной, поскольку ход потеряла подводная лодка «Орел» проекта 949А «Антей», имеющая подводное водоизмещение в 23 900 тонн, длину 154 метра, ширину корпуса 18,2 метра и среднюю осадку 9,2 метра. Это настоящий «подводный крейсер», который не обладает большой маневренностью в надводном положении.

Не имея возможности двигаться самостоятельно, российская субмарина начала дрейфовать со скоростью 1,5 узла в направлении острова Сейере. Россияне предвидели такой сценарий и имели поблизости два других корабля, сопровождавших подлодку. Одним был большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» проекта 1155 (водоизмещение 7 620 тонн, длина 163,5 метров, ширина 19 метров). Гораздо более полезным в сложившейся ситуации оказался второй: спасательный буксир «Алтай» проекта 1452 (водоизмещение 3 075 тонн, длина 92,6 метров, ширина 15,39).

Именно его экипаж начал готовиться к оказанию помощи «Орлу». Представители датского военного флота назвали ситуацию драматичной, за ней, находясь в непосредственной близости, следил сторожевой корабль датских ВМС «Диана». Датчане не забыли о катастрофе на подлодке «Курск», относившейся к тому же проекту, что и «Орел». Тогда погибли все 118 членов экипажа.

Драматичный инцидент с участием «Орла» датчане описали в Фейсбуке. Именно они заметили членов экипажа российской подводной лодки, появившихся внезапно в спасательных жилетах на носовой палубе. Датчане также обратили внимание на буксир «Алтай», команда которого начала готовить буксирные тросы. Они предложили помощь, однако, россияне «вежливо, но неожиданно отказались». Такое решение можно понять, если принять во внимание тот факт, что «Диана» — это небольшой сторожевой корабль, водоизмещение которого составляет всего 185 тонн. Датский военный флот отметил, что связь велась не непосредственно с экипажем подлодки, а через противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков».

В итоге «Орлу» удалось запустить двигатели и продолжить движение в направлении пролива Скагеррак и далее — в Северное море. Ситуация, однако, произвела на датчан сильное впечатление, поскольку появление на палубе большой российской подлодки группы российских моряков напомнило им сцену из известного фильма Охота за «Красным Октябрем»«.

В Северном море наблюдением за передвижением группы российских кораблей занялся ВМФ Норвегии. Именно он сообщил, что сначала «Орел» двигался в надводном положении, но потом вновь совершил погружение. Норвежцы сопровождают надводные корабли, направляющиеся к своим базам на Кольском полуострове. За ними следует корабль береговой охраны Норвегии «Берген».

Напомним, что это был не первый случай, когда российский корабль терял ход. Аналогичный инцидент произошел, например, 5 января 2019 года, когда ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант», проходя через Босфор, не смог справиться с сильным ветром, так что его пришлось отбуксировать и поставить на якорь, чтобы он не врезался в турецкий берег.

Источник