В Екатеринбурге состоялся первый полет самолета «Байкал», разработанного в рамках контракта с Минпромторгом для местных воздушных линий. Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал» призван заменить в эксплуатации советские Ан-2. Однако вполне возможно, что «Байкал» поднялся в воздух не только в первый, но одновременно и в … последний раз!

Подобный многоцелевой самолет крайне востребован на российских региональных авиалиниях, и это определяют его характеристики: две тонны полезной нагрузки, дальность полета — 1500 км, взлет с грунтовых полос с 250 метров.

Все пафосные заявления властей и СМИ о большом успехе и грандиозных перспективах, которые открываются с введением в строй ЛМС-901 «Байкал», разбиваются об один, но очень важный нюанс, о котором все пытаются умолчать. Речь идет о том, что на самолет установлен американский двигатель GE H80-100.

Понятно, что Америка может в любой момент наложить очередные санкции и прекратить поставки этих двигателей в России. Поэтому для массового производства и эксплуатации нужен российский движок. Есть планы импортозамещения двигателя на российский аналог ВК-800СМ – очередная производная от не самого нового вертолетного двигателя ВК-800.

Этот двигатель нужен не только для «Байкала», но и для создания тяжелого разведывательно–ударного БПЛА «Альтаир». Таким двигателем занимается специальное КБ завода, которому «ОДК–Климов» видимо продал лицензию.

Однако создание надежного отечественного авиационного двигателя является серьезной проблемой, с которой наши конструкторы никак не могут справиться. Дело в том, что в советское время двигателями в основном занимались на Украине и подобной инженерной школы в Российской Федерации просто никогда не существовало.

А если говорить о «ОДК–Климов», которое должно создать двигатель для «Байкала», на память сразу приходят проблемы Климова с еще одной вертолетной переделкой – турбовинтовым двигателем ТВС–117СТ, из-за возгорания которого потерпел катастрофу единственный борт легкого транспортного самолета Ил–112 и перенесено производство пассажирского Ил–114–300…

Поэтому первый удачный полет «Байкала» — это еще не победа и даже не успех. Нужно надеяться только на чудо, коим будет появление надежного отечественного движка, или на то, что американцы «разрешат» летать «Байкалу» на их моторах.

Сергей Ветров «Военный телеграф»