Совместные российско-китайские планы по освоению Луны, в том числе по строительству базы на спутнике Земли, с большой вероятностью столкнутся с большими проблемами.

Американское издание Foreign Policy приводит детальный анализ российко-китайского проекта и считает, что вызов, который Россия и Китай собираются бросить США в космосе, обречен на провал.

Российско-китайский план освоения Луны очень амбициозный. Рассчитанный на несколько десятилетий, включает 14 космических полетов, кульминацией которых должно стать открытие обитаемой базы.

Пока ни одна страна не присоеденилась к проекту. По всей видимости все пытаются понять на сколько этот план серйозен и реален, так как слава пекинских и московских пропагандистов хорошо известна и все это может оказаться пустой болтовней.

Если подробно проанализировать этот план, становится ясно, что на пути его реализации есть многочисленные преграды. Строительство и эксплуатация лунной базы потребует огромных финансовых вложений, разработки новых технологий, а также значительных достижений в ракетостроении Китая и России.

Вместе с тем, России уже многие десятилетия нечем похвастаться как в разработке новых технологий, так и ракетостроении. Российской космической программе хронически не хватает средств, и с 2014 года ее бюджет был урезан на 18%. На предстоящие три года запланированы еще более серьезные сокращения. Трудности с финансированием подорвали российские космические приоритеты, к которым относится создание флагмана постсоветского ракетостроения ракеты «Ангары». Ее строительство отстает от графика уже на 16 лет.

Китайская космическая программа финансируется лучше, уступая только американской. Скорее всего, Пекин будет финансировать большую часть совместного проекта, о чем с радостью сообщают российские комментаторы. Но Китай может отдать предпочтение финансированию других инициатив, таких как космическая станция «Тяньгун» и его собственные полеты на Марс и на Луну. Зачем китайцам россияне в качестве баласта?

Для реализации плана по созданию лунной станции каждой из стран надо будет сконструировать и построить новые современные модули. Если исходить из предлагаемых схем и китайских научных статей на эту тему, проект потребует разработки космической атомной электростанции, вездеходов для проходки тоннелей, полчищ маленьких автономных роботов, систем дальней связи, лунных телескопов, техники для добычи ресурсов.

Это очень сложная задача для двух стран, которые сумели лишь доставить на Луну луноходы (причем в случае с Россией это еще была другая страна — СССР).

Для осуществления этого плана России и Китаю в начале 2030-х годов надо будет создать новые тяжелые ракеты. Китай намерен воспользоваться ракетой-носителем «Чанчжэн-9», которая проектируется с 2011 года. Китай хочет построить эту ракету к 2030 году, поэтому времени у него остается очень мало.

У России вообще ситуация значительно хуже. После распада СССР (где ракетостроение было сконцентрировано на територии Украины), российским конструкторам не удавалось создать ни одного удачного ракетоносителя.

Поэтому на перспективу создания Россией тежелой ракеты эксперты Foreign Policy смотрят крайне скептически. В предварительном плане фигурирует российская ракета типа «Ангара» длиной около 100 метров. Такой ракеты в настоящее время нет. Ее чертеж похож на переработанную и увеличенную версию старой ракеты «Ангара», от которой давно отказались. Это указывает на то, что новую сверхтяжелую ракету будут создавать в рамках программы строительства «Ангары», у которой оказалась незавидная судьба.

Ни первый, ни второй сценарий создания тяжелые ракеты особого доверия не вызывает.

В любом совместном проекте самым важным мерилом успеха является политическая воля сторон. Эта воля может быть ослаблена тремя основными факторами.

Первый — это внутриполитическая ситуация в стране. Не исключено, что в обоих государствах возникнут другие приоритеты, которые окажутся важнее лунной базы. В этом случае возможно несоблюдение графиков и отказ сторон от участия в проекте, особенно в связи с тем, что и в России, и в Китае за это время наверняка произойдет смена руководства.

Второй момент — это соотношение сил и влияния между Пекином и Москвой, и то, как оно будет меняться в ходе реализации проекта продолжительностью 20 с лишним лет. Не секрет, что в этом проекте Китай является старшим партнером, потому что космическая программа у него лучше финансируется и развивается более быстрыми темпами. Китай обсуждал вопрос о создании лунной базы с 2016 года, и уже потом пригласил Россию к участию. Проявит ли Китай терпение к партнерству России, если та будет постоянно выбиваться из графика, не справляясь с задачами? Зловещим предзнаменованием стали проблемы с первым российским вкладом в программу, каким является межпланетная станция «Луна-25». Ее полет отложили на семь месяцев.

Россия и Китай поспешили известить о своем амбициозном лунном проекте весь мир, заявив, что он принесет пользу всему человечеству. Однако, как видим, этот план имеет существенные проблемы и вряд ли будет реализован.

Сергей Федоров «Военный телеграф»