Примечательно то, что заявления министра обороны Великобритании Бена Уоллеса о необходимости «борьбы с подрывной деятельностью государств, пытающихся ослабить другие страны или манипулировать ими», причем в контексте, не оставляющем сомнений относительно того, что в виду имеется именно Россия, прозвучали не в Лондоне, не в брюссельской штаб-квартире НАТО, а в Белграде, столице наиболее близкому союзнику России в Европе…

Сербия вроде бы позиционирует себя в качестве наиболее верного союзника и друга России на Балканах и чуть ли не во всей Европе. Однако чем дальше, тем больше становится непонятно, с кем она намерена дружить на самом деле: с Брюсселем, Лондоном, Вашингтоном или все-таки, с Москвой? Основания для таких сомнений дает целый ряд недавних действий Белграда.

Мистер Уоллес не преминул заявить, что у Белграда и Лондона имеются не только «общие ценности», но и «общие оборонные интересы». Английская сторона мечтает «видеть сильную Сербию в роли партнера», с которым она будет «взаимодействовать» не только на Балканах, но и в деле «обеспечения безопасности во всем мире»!

Встречаясь со своим сербским коллегой Небойшей Стефановичем и президентом страны Александром Вучичем министр обороны Великобритании заверил, что Белград «может рассчитывать на полное внимание и поддержку со стороны Лондона».

По возвращению в Лондон в интервью британскому «Телеграфу» вышедшем под заголовком UK signs deal with Serbia to counter “malign influence” of Russia, министр заявил, что «участие в постюгославском развитии» входит в интересы Великобритании и Британия поможет Сербии противостоять российскому «злобному влиянию» и «манипуляциям».

«В наших интересах помочь устойчивости стран вроде Сербии против негативной активности и влияния. Там, где мы видим деятельность других наций, ослабление стран или попытки манипуляций ими, в наших интересах оказать поддержку этим странам», — заявил Уоллес.

Кроме того, министр заявил журналистам, что в ходе его визита в Сербию было подписано важное межгосударственное соглашение, которое воспрепятствует негативному влиянию России.

Заявления Бена Уоллеса вызвали негативную реакцию в Москве и пророссийски ориентированных политиков в Белграде. Тем не менее министр обороны Сербии Небойша Стефанович проявил твердую позицию, напомнив, что его страна «нейтральна» и «хочет работать в военной сфере со всеми».

Следует отметить, что накануне визита британского министра в Белград прозвучали взрывы на военном предприятии «Слобода» и его складах. Некоторые сербские эксперты, в частности директор Института национальной и международной безопасности Дарко Трифунович и журналист Зоран Остоич, высказали предположение, что это могут быть «теракт русских спецслужб», проведенные «по той же схеме, что в Чехии и Болгарии». Косвенно не исключил этого и президент Сербии Александр Вучич заявив, что взрывы «и вправду какие-то странные», а, следовательно, могут быть результатом чьего-то злого умысла…

Итоги визита британского министра обороны в Белград сейчас активно обсуждаются в российских экспертных кругах. Большинство специалистов считает, что стремящемуся сегодня «получать максимум выходы от всех партнеров» Белграду, скорее всего, уже в ближайшем времени придется определиться с ответом на вопрос о том, где находятся его настоящие друзья – на Востоке или на Западе? Каким будет выбор, предсказать достаточно сложно. Однако многие склоняются к точке зрения, что Россия в итоге может потерять своего главного союзника в Европе.

Геннадий Пивоваров, «Военный телеграф»