Универсальный десантный «суперкорабль» AmericaУниверсальный десантный корабль America, одна из самых амбициозных и передовых разработок Пентагона, в эти дни вновь начал проходить испытания в Тихом Океане, сообщает Navy Times, и уже в 2017 году начнётся его полноценное использование ВМС США.

«Суперкорабль», как его называют военные, был принят в состав флота 11 октября 2014 года, однако в последние десять месяцев, после первых испытаний, проводились работы по его дальнейшему техническому усовершенствованию. Теперь America возвращается в состав флота. Судно базируется в Сан-Диего, Калифорния. В 2016 году America будет испытываться и проходить финальные проверки.

«Это потрясающая разработка. Она предоставляет командующему возможность делать вещи, о которых раньше нельзя было и подумать, – говорит контр-адмирал Фернандес «Франк» Пондс, командир Экспедиционной ударной группы 3 (ESG-3). – Это платформа будущего, она построена с ориентировкой на будущее. Мы получаем невероятные возможности и новый уровень гибкости в наших операциях».

На корабле может размещаться до 1 687 солдат морской пехоты, и он может служить авианосцем для новейших истребителей F-35B Joint Strike Fighter (см. подробную статью Newsader о «короле неба»), конвертопланов MV-22 Ospreys и тяжёлых транспортно-десантных вертолётов Sikorsky CH-53 Sea Stallions. На корабле America нет колодезной палубы для спуска и приёма военных машин-амфибий. Это связано, в первую очередь, с тем, что десантный корабль предназначается преимущественно для передовых разработок в области авиации Морской пехоты. Освободившееся место будет использоваться для хранения бoльших объёмов авиационного топлива, для размещения бoльшего количества самолётов и вертолётов, у которых, кроме того, появится дополнительное пространство для перемещений.

USS America (LHA-6) станет первым судном нового класса универсальных десантных кораблей (amphibious assault ships), предназначенного для замены устаревающих аналогов – типов «Тарава» и «Уосп». Цель America – обеспечение высадки десанта в составе экспедиционного батальона морской пехоты с десантной техникой и средствами авиационной поддержки десанта, на необорудованные побережья противника.

В период мирового финансового кризиса и сокращений оборонного бюджета работу над головным кораблём проекта отложили на два года. Изначально планировалось, что судно спустят на воду в 2010 году.

Генерал Джон Келли, возглавляющий Южной командование ВС США, сообщил, что второй корабль данного класса будет полностью аналогичен первому, однако на последующих судах снова появится колодезная палуба. По мнению генерала, её отсутствие — при некоторых преимуществах — ограничивает мобильность солдат морской пехоты. При неблагоприятных для полётов авиации погодных условиях без колодезной палубы морпехам будет сложнее высадиться на берег.

В отличие от кораблей-предшественников, два первых судна класса America ориентированы, в основном, на авиацию. Признавая ряд сложностей, связанных с этим, Келли считает, что подобный опыт работы на «аэроцентричной» платформе принципиально важен для будущего морской пехоты. Специалисты по логистике занимаются анализом изменений, которые будут необходимы в новых условиях.

Помимо авиации, на кораблях класса America для высадки батальона морпехов будут использоваться 2 десантных катера LCU или 3 десантных катера на воздушной подушке LCAC или 6 десантных катеров LCM-8 Landing Craft, Mechanized, а также 40 плавающих БТР морской пехоты AAV7 (в максимальной комплектации – 61).

Корабль был построен на верфи в городе Паскагула (штат Миссисипи) судостроительной компанией Ingalls Shipbuilding (с 2001 года – подразделение оборонной корпорации Northrop Grumman). Во второй половине 2014 года универсальный корабль отправился к месту своей будущей постоянной дислокации – Сан-Диего. America не могла пройти через Панамский канал из-за своего огромного размера: два подъёмника для самолётов и вертолётов, доставляющие их из ангаров на палубу, не складываются. Поэтому судну для попадания в Тихий Океан пришлось совершить полномасштабное «турне», обогнув всю Южную Америку. При этом оно сделало четыре остановки: в Колумбии, Бразилии, Чили и Перу. Все эти страны дружественны Соединённым Штатам и считаются их союзниками – для них «круиз» американского десантного корабля имел большое значение и был воспринят как знак поддержки. В этом регионе столь крупные военные суда – большая редкость.

Двухмесячное путешествие вокруг Латинской Америки было использовано для тщательной диагностики нового судна: после выхода из Паскагулы в июле 2014 года 1500 моряков и морпехов следили за системами десантного корабля.

Старший уорент-офицер Шейн Дахи, отвечающий за боевую погрузку, следил за ходом выполнения логистических операций. Он отметил, что для кораблей такого типа сам факт остановок после выхода с верфи – необычен. Чаще всего они просто отправляются на место своей дислокации – на церемонию ввода в состав ВМС. Однако в каждой из южноамериканских стран у морпехов и моряков было много работы. Во время путешествия судно полноценно функционировало, а на его борту находились специальные экспедиционные оперативно-тактические формирования КМП США.

Келли хотел использовать двухмесячный период с максимальной пользой.

Капитан корабля Роберт Холл-младший приказал разместить на судне 250 морпехов и 4 конвертоплана MV-22B Osprey. Это было сделано по причине того, что у Флота и Морской пехоты США гораздо меньше опыта использования данных вооружений на кораблях, в отличие от вертолётной техники.

Именно Келли принял решение о посещении Колумбии, Бразилии, Чили и Перу. На борту, в соответствии с его решением, находился ряд высокопоставленных руководителей ВС США. Военные южноамериканских стран-партнёров имели возможность убедиться в нерушимости обязательств Вашингтона перед ними; путешествие продемонстрировало глубину сотрудничества между армиями этих стран и США.

В Перу Президент даже инициировал изменение местного законодательства: парламент страны принял новый закон, согласно которому американские военные для остановки в перуанском порту должны сообщать только о числе военных на борту. Предыдущий закон требовал детального описания судна, однако на это Пентагон согласиться не мог. Визит универсального десантного корабля стал поводом для встреч высшего политического и военного руководства Перу и США.

Поскольку в их стране часто случаются землетрясения, местные военные заинтересовались медицинским оборудованием судна, а также водоочистительными системами.

Но наибольшее значение имела, конечно, сугубо военная составляющая вопроса. Как отметил подполковник Джордж Хасселтайн, руководящий Южным командованием специальных экспедиционных оперативно-тактических формирований КМП США (SPMAGTF-South), больше всего южноамериканских военных поразили совместные учения, на которые морпехи США вылетали с корабля America на конвертопланах MV-22B Osprey.

Полковник Роберт Рауэнхорст, руководящий 22-м эскадроном морской пехоты, занимающимся оценкой боеготовности морпехов, отметил колоссальные возможности, предоставляемые конвертопланами. Ранее солдаты МП США принимали участие в совместных с армиями других стран учениях уже после остановки военного корабля в порту. Однако теперь, при помощи Osprey, морпехи часто прибывали на учения за несколько дней до прихода America на место. Им позволяли отлетать на расстояние до 500 км от судна. Для всего этого не требовалось использование взлётно-посадочной полосы на корабле.

Кроме того, необходимо отметить, что значительная часть американской военной пехоты на протяжении долгого времени принимала участие в операциях в Ираке и Афганистане. Многие морпехи отвыкли от учений на кораблях, да ещё ипроводимых в новых климатических условиях.

Этот бесценный опыт, по словам Келли, имеет колоссальное значение для будущего американской Морской Пехоты, и он существенно продвинет команду корабля в освоении будущих технических возможностей.

После серии технических доработок America его команда уже обладает колоссальным опытом и обширными знаниями, получение которых не было бы возможно без двухмесячного путешествия по странам Латинской Америки.