25 ноября в Банских дворах, историческое здание в центре Загреба, где находится правительство Республики Хорватия, был подписан контракт на закупку Хорватией французских истребителей Dassault Rafale F3R.

Подписи под соглашением поставили министры обороны двух стран Марио Баножич и Флоранс Парли в присутствии премьер-министра Андрея Пленковича и президента Франции Эммануэля Макрона, который в среду прибыл в Загреб с первым официальным двусторонним визитом президента.

«Это смена игры. Мы будем располагать такими самолетами, которых нет ни в одной стране от юга Германии до Греции», – отметил Пленкович.

Для справки: Rafale F3-R – это двухмоторный самолет поколения 4++, имеющий возможность суперкрейсерского полета со скоростью 1,4 Маха. Он оснащен интегрированной системой Spectra, которая дает пилоту чрезвычайно высокую осведомленность о ситуации, и включает предупреждение о радиолокационном излучении, перспективных ракетах с инфракрасной наводкой, использовании контрмер и активных помех враждебным частотам. Самолеты могут нести до 9,5 тонн оружия, включая ракету Meteor, считающуюся лучшей ракетой на рынке. Такие самолеты использовались в боевых задачах в Афганистане, Ливии, Сирии, Ираке. С 2015 года Франция начала успешную продажу этих самолетов сначала в Египет, Катар, а затем в Индию.

Следует отметить, что в последние годы Rafale F3R пользуется значительно большим успехом, чем аналогичный российский истребитель Су-35 и неизменно опережает своих прямых российских конкурентов на мировом рынке вооружения.

Хорватия стала вторым членом ЕС после Греции, купившая Rafale.

Франция продаст Хорватии 12 французских многоцелевых истребителей – 10 одноместных и два двухместных. Ожидается, что первые самолеты прибудут в Хорватию в конце 2023 или начале 2024 года.

Французские самолеты были избраны хорватским правительством среди предложений, поступивших из США (новый F-16 Block 70), Швеции (новый JAS 39 Gripen) и Израиля (примененный F-16 Barak), российский аналог — Су-35 даже не рассматривался.

Презентация Rafale в Хорватии

Стоимость контракта составляет 999 млн евро, эту сумму хорватское правительство будет выплачивать пятью частями с 2022 по 2026 год. Именно эта сумма оговаривалась по условиям тендера в мае, однако, по сообщению хорватских СМИ, Хорватия заплатит за самолеты на 15% больше указанной суммы. Министр финансов Здравко Марич на заседании правительства в среду назвал цифру в 8,7 млрд. кун (около 1,2 млрд. евро). Марич отметил, что в бюджете на 2021 год через дополнительный бюджет предусмотрено 2,4 миллиарда кун, а остальные 6,3 миллиарда кун будут выплачены частями в течение следующих нескольких лет, что составляет 8,7 миллиарда кун.

В правительстве отмечают, что увеличение суммы окончательных платежей по французским самолетам связано с налогами.

На заседании правительства тогда министр Баножич заявил, что это самолеты, полностью отвечающие стандартам НАТО и что Хорватии их «хватит на 30 и более лет». Он также отметил, что с 12 самолетами в комплекте современный летный тренажер, который обеспечит полный комплекс обучения и проверки тактики, наземного и испытательного оборудования, а также запчасти и комплексную поддержку производителей.

«Предоставлен современный базовый комплекс вооружения «воздух-воздух» и «воздух-земля» для стрельбы, ракетного обстрела и бомбардировки целей, а также обучение инструкторов по принципу подготовки инструкторов», — добавил министр обороны.

Он также отметил, что подготовка летного и аэронавигационного технического персонала будет проводиться во Франции и Хорватии. Начало подготовки аэронавигационного технического персонала намечено на конец 2022 года, а начало обучения летного персонала – на начало 2023 года.

Соглашение, добавил министр обороны, охватывает военное сотрудничество, обучение и проведение совместных учений ПС Франции и Хорватии. Передача права собственности на самолеты, по его словам, состоится во Франции, и в конце 2024 года в Хорватии будет восемь самолетов, а к концу первого квартала 2025 оставшиеся четыре. Все самолеты из Франции в Хорватию будут «транспортировать» пилоты хорватских ПС.

Игнат Исаев, «Военный телеграф»