По данным источника, на авианосце в ходе ремонта предполагается замена старого комплекса «Резистор-К42» на новый «Резистор-Э»
МОСКВА, 11 мая. /ТАСС/. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в ходе ремонта может получить не в полной мере испытанный новый корабельный автоматизированный радиотехнический комплекс ближней навигации, управления полетами, захода на посадку и посадки самолетов корабельной авиации. Об этом ТАСС сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.
«На авианосце в ходе ремонта предполагается замена старого такого комплекса «Резистор-К42» на новый, аналог комплекса «Резистор-Э», блестяще зарекомендовавшего себя в ВМС Индии. Но в новом комплексе используется российская электроника, и он пока не прошел полномасштабных испытаний на одном из двух комплексов НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный — ТАСС), имеющихся у России», — пояснил собеседник агентства.
ТАСС не располагает официальным подтверждением этой информации.
По данным открытой печати, отдельные системы комплекса — агентство не располагает его названием — были поставлены на комплекс НИТКА в Ейске. Речь идет, в частности, о вторичном радиолокаторе. Но вся эта аппаратура из-за неготовности всего комплекса в целом не испытана в полном объеме. Как сообщалось, теперь вместо 2016 года НИТКА в Ейске может быть введена в эксплуатацию только в 2023 году.
По мнению экспертов, оптимально испытать в период тренировочных полетов отечественный «Резистор» на комплексе НИТКА в Саках — полном наземном аналоге авианосца.
Собеседник агентства напомнил, что в Саки уже перебрались компании, выполняющие опытно-конструкторские работы по созданию авиационно-технического оборудования и материалов для существующего и перспективных российских авианосцев.
О комплексе «Резистор-Э»
Комплекс «Резистор-Э» разработки и производства челябинского НИИ по измерительной технике — радиотехническим комплексам (НИИИТ-РК) к настоящему времени поставлен в Индию в двух экземплярах. В частности, им оснащен флагман ВМС Индии авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), модернизированный на «Севмаше» и переданный индийской стороне.
По данным НИИИРТ-РК, за время эксплуатации комплекса в Индии пилоты ВМС этой страны выполнили свыше 1,5 тыс. посадок на палубу авианосца, и комплекс «Резистор-Э» при этом «проявил себя с наилучшей стороны».
Комплекс «Резистор-Э» имеет цифровой канал обмена данными с палубными истребителями МиГ-29К/КУБ, состоящими на вооружении Морской авиации ВМС Индии и ВМФ России.
«В установленные сроки» выполнена поставка комплекса «Резистор-Э» для строящегося в Индии авианосца «Викрант», — сообщили в НИИИРТ-РК.
О российском авианосце, его наземных аналогах и самолетах
Комплекс НИТКА в Саках был построен в «железе» с перспективой на неоднократную модернизацию в будущем, и, по оценкам экспертов, в этом его главное преимущество и отличие от комплекса НИТКА в Ейске, отлитого в бетоне.
Сейчас НИТКА в Саках ожидает ремонт и модернизацию, которые, по мнению экспертов, позволят уже летом 2021 года проводить на «крымском авианосце» подготовку к полетам с авианосца строевых летчиков палубной авиации.
В феврале 2017 года корабельная авианесущая ударная группа Северного флота (СФ) вернулась в Североморск из Средиземного моря. В составе группы были, в частности, авианосец «Адмирал Кузнецов» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Палубная авиация «Адмирала Кузнецова» впервые в новейшей истории ВМФ России была задействована в военной операции в Сирии.
В настоящее время авианосец проходит ремонт на 35-м судоремонтном заводе (филиал Центра судоремонта «Звездочка», входит в Объединенную судостроительную корпорацию). В составе Морской авиации СФ два отдельных корабельных истребительных авиаполка (ОКИАП), 279-й на Су-33 и Су-25УТГ и 100-й на МиГ-29К/КУБ.
В дальнем походе «Адмирала Кузнецова» на его борту находился 279-й ОКИАП и всего несколько самолетов 100-го ОКИАП, пилоты которых прошли подготовку к нему на комплексе НИТКА в Саках.
По имеющейся информации, основная часть самолетов 100-го ОКИАП тогда осталась на аэродроме в Ейске, где должен был войти в строй новый комплекс НИТКА, строительство которого началось из-за невозможности использования его аналога в Крыму, когда тот находился в составе Украины.