Кораблестроительная отрасль России после периода безденежья в 90-е годы, стагнации в начале 2000-х вышла сегодня на ритмичное строительство боевых кораблей и подводных лодок для Военно-морского флота страны. В этом году корабелы должны передать флоту 10 кораблей, из которых семь – в оставшийся до нового года период. Рассказать о ходе строительства кораблей, сроках ремонта единственного в ВМФ РФ авианосца и планах на будущее отрасли руководитель профильной редакции РИА Новости Сергей Сафронов попросил генерального директора Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова.

– Алексей Львович, недавно прошла информация о том, что докование нашего единственного авианосца «Адмирал Кузнецов» сдвигается либо на конец 2021 года или переносится на 2022 год. Означает ли это, что и передача корабля флоту сдвигается на год?

– У нас по контракту все доковые работы должны завершиться к началу 2023 года, с этим все в порядке. Проблема в другом. Когда подписывался контракт на ремонт и модернизацию крейсера и определялся необходимый объем работ, то предполагалось, что выгрузке и ремонту подлежит только один газотурбинный агрегат из четырех. На сегодняшний день ситуация изменилась – оказалось, что ремонт необходим всем четырем агрегатам, а это еще суммарно 10-11 месяцев работ. Но и в этом случае, если не вскроются другие дефекты, в 2023 году мы корабль передадим флоту, как и планировалось.

На стенде ОСК на форуме «Армия-2021» была выставлена модель нового большого десантного корабля «Кайман». Это новая версия проекта 11711?

– «Кайман» – это дальнейшее развитие идеи, представление проектанта, «Невского ПКБ», о том, как подобный корабль может выглядеть в будущем. Это боевая машина широкого применения, которая рассчитана на широкий спектр заказчиков, у которых есть различные требования по осадке судна, грузоподъемности, типажу техники.

Лодка «Варшавянка» проекта 636.3, которая в различных модификациях строится уже более 40 лет, имеет будущее, или модернизационный ресурс у нее закончился?

– Конечно, лодки проекта 677 «Лада» имеют лучшие боевые характеристики и представляют из себя инновационный продукт. Но в случае «Лады» необходимо отработать перспективные системы, чтобы не получить долгострой и, соответственно, убытки. На головной лодке «Санкт-Петербург» сейчас как раз ведется доводка систем.

– А что еще на «Янтаре» можно строить кроме десантных кораблей?

– Есть программа строительства исследовательских судов, стоит серьезная задача по ледоколам. «Балтику» же построили на «Янтаре», есть планы по ледокольной платформе для «Газпрома». Будет продолжена программа строительства рыбопромыслового флота. У нас сомнений в загрузке «Янтаря» нет.

– Последний из шести фрегатов проекта 11356 до сих пор находится на «Янтаре». Какова его судьба?

– Корабли этого проекта показали себя в реальной работе, и инозаказчики проявляют к ним серьезный интерес. Уверен, что мы договоримся с ними о судьбе фрегата.

– Проект авианосца в каком состоянии находится?

– У нас достаточно наработок, которые могли бы пригодиться при строительстве корабля такого типа. Готовность наших предприятий в кооперации реализовать проект – полная. Однако заказа пока нет, а нет заказа, значит, нет проекта, нет стройки.

– Головной завод в этой кооперации уже определен? Это будет «Севмаш» или может, к примеру, дальневосточная «Звезда»?

– Головной завод определит заказчик. Это может быть и «Звезда», и «Балтзавод», и «Севмаш». У каждого свои плюсы и минусы, но опыт на стороне предприятий ОСК. Кроме того, Северная верфь способна построить три четверти авианосца. Но в любом случае это будет кооперация. Суммарно есть три возможные площадки: «Балтзавод» частично, «Северная верфь» частично и «Севмаш» целиком, но при этом у «Севмаша» есть два крупных недостатка: первый – у него нет крытых помещений для строительства, второй – Белое море замерзает, и мы теряем гибкость сроков спуска и достройки. Но корпуса – еще полдела, надо еще иметь документацию, а на ее разработку уйдет некоторое время.

– И за сколько же лет вы сможете построить авианосец с учетом готовой документации?

– Думаю, лет за восемь управимся.

– То есть весь проект займет порядка десяти лет?

– Скорее всего. Возьмите американцев: они строят свои авианосцы десять лет, причем у них они серийные. Все-таки авианосец – это апофеоз судостроительной мысли, целая армия на воде.

– За счет чего «Севмаш» сможет строить подлодки на год быстрей, ведь такую задачу вы поставили недавно заводчанам?

– По сути речь идет о внедрении двух современных технологий: технологии контроля качества стальных швов и стыковке секций корпуса с высокой степенью насыщения оборудованием, трубопроводами и кабельными трасами. В этом случае у нас есть возможность сократить сроки строительства. Пока этой схеме сопротивляются проектанты, потому что для них возникают дополнительные технологические риски.

Нужно насыщать секции по мере их строительства, и тогда можно будет сэкономить массу времени. То есть если сейчас лодка строится семь лет, должна – шесть, если пять – то четыре, если три – значит два. Везде минус один год.

– Проект «Лидер» еще существует?

– Вне зависимости от позиции ВМФ мы считаем, что для кораблей водоизмещением более восьми тысяч тонн наиболее оптимальным энергетическим решением является ядерная установка. Можно спорить, где точно находится этот водораздел – 8, 10, 12, 20 тысяч тонн, потому что есть еще газотурбинные энергетические установки, которые также эффективно решают вопросы в диапазоне от 10 до 20 тысяч тонн. Но дальше сюда вплетается история с автономностью, потому что газотурбинная установка хороша, но она «пьет», как кит. Поэтому здесь нужно принимать взвешенное решение, что нужно больше: скорость, простота строительства или автономность?

– Но сейчас такого проекта нет?

– У нас много проектов, и они у нас представлены. Строить такие корабли также будем в кооперации, в том числе и с «Балтзаводом». А кто будет головным? Скажу так – ОСК.

– Когда, кстати, ОСК окончательно переедет из Москвы в Санкт-Петербург?

– До 15 октября переедет. Сейчас в Петербурге заканчивается подготовка к лицензированию на право проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, к этому времени будет закончен ремонт помещений для сотрудников, а также ремонт представительского офиса, где будем находиться и я, и председатель совета директоров, и будет переговорная зона представителей ВТС. В итоге 300 человек уедут в Питер, остальные 120 останутся в Москве.

– Обсуждается ли возможность вхождения в структуру ОСК кораблестроительного холдинга «Ак Барс» в Татарстане?

– Если бы перед нами поставили такую задачу – заняться этим активом – мы бы подошли к ней со всей серьезностью. Мне кажется, такие отрасли как космос, атомная энергетика, авиация и судостроение не могут жить в конкурентных условиях, аналогичных потребительскому рынку (где это обязательно). А для таких инвестиционно емких отраслей важна стратегия формирования национального чемпиона.

– Есть ли какой-то прогресс в создании анаэробной, воздухонезависимой установки (ВНЭУ)?

– Работы по созданию опытного образца ВНЭУ ведутся по линии Минпромторга. Сама установка уже создана, все физические принципы реализованы. В ближайшее время появится плавающая конструкция, будет протестирован реальный отсек.

– «Лада» проекта 677 не подойдет?

– ВНЭУ – это определенные требования к прочному корпусу. Если устанавливать на готовую лодку без ВНЭУ, надо что-поджимать, убирать, сокращать, а, возможно, в итоге придется менять и сам корпус. Это нецелесообразно.

– А проект «Калина» не подойдет, или его уже нет?

– Акцентирую внимание: мы не бросали ни один проект, который разрабатывали. У нас все положено на полочку, что называется, ниточка к ниточке. Но про ограничения относительно ВНЭУ я уже сказал.

– А что значит плавающая?

– У нас есть лабораторная установка, которая работает на земле, а у нас задача испытать ее и на воде. Две компании – «Рубин» и «Малахит» – занимаются разработкой установки, у каждой из них свои успехи, будем продвигать обе концепции.

– Когда же состоятся испытания на воде?

– Мне хотелось бы в этом году. Но если не получится, то в 2022 году точно покажем. Вопрос не простой, комплексный.

– Все ли планы по строительству военных кораблей в 2021 году будут выполнены? Каковы планы по ГОЗу на 2022 год?

– В этом году мы должны передать ВМФ 10 кораблей: в мае флот получил головной атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами проекта «Ясень-М» – «Казань». В августе – судно тылового обеспечения «Всеволод Бобров» и базовый тральщик «Георгий Курбатов». До конца года наши предприятия завершат строительство еще четырех кораблей и ремонт трех.