Вашингтон не хочет вооруженного столкновения Москвы и Киева

Похоже на то, что звучавшие в последние месяцы от американских политиков, экспертов и чинов Белого дома предупреждения о скором вторжении России в Украину обретают другую тональность.

Как сообщил американский телеканал NBC News, президент Байден отложил утверждение документов, санкционирующих военную помощь Украине на сумму около 200 млн долл. В качестве одной из причин телеканал назвал желание сохранить рычаг воздействия на Москву в случае ее нападения на Киев.

В разведке США крайне серьезно относятся к угрозе вторжения России и не считают происходящее близ границ России с Украиной всего лишь демонстрацией силы. В связи с этим США подталкивают европейские страны к разработке совместного пакета экономических и военных мер для сдерживания Москвы. Хотя госсекретарь Энтони Блинкен заявляет, что относительно намерений России пока «нет ясности».

«Мы беспокоимся, что Россия может совершить серьезную ошибку, попытавшись повторить то, что она предприняла в 2014 году», – подчеркнул Блинкен. По данным CBS, в Вашингтоне не исключают, что возможная агрессия со стороны России может быть как-то связана с миграционным кризисом на границе Беларуси и Евросоюза.

Деньги Вашингтона

Украина является одним из главных получателей финансовой помощи США с начала 1990-х годов. В первое десятилетие своей независимости Украина получила почти 2,6 млрд долл. До утраты Крыма Украина получала, по оценкам экспертов, 105 млн долл. в год, включая ассигнования на военное строительство.

С начала конфликта в 2014 году и до конца 2019 года, по оценкам исследовательской службы Конгресса (CRS) США, Вашингтон предоставил Украине военную помощь на сумму более 1,6 млрд долл. В дополнение к двустороннему военному финансированию выделялись средства в рамках «Инициативы по оказанию содействия безопасности Украины». По сути, инициатива стала специальным фондом помощи Украине в объеме 1,1 млрд долл. «для поддержки суверенитета и территориальной целостности». В 2019–2020 годах на двустороннее военное финансирование Киева было выделено еще 115 млн долл.

С 2014 года военная помощь США была направлена на обеспечение военной техникой и обучение личного состава ВС Украины и консультирование (совместно с союзниками) их военного руководства через Совместную комиссию по оборонной реформе и сотрудничеству в области безопасности.

В 2014 году администрация Обамы предоставила Украине значительное количество нелетальных вооружений. В течение 2015 года ВС Украины получили военную технику на сумму 75 млн долл., включая вездеходы «Хаммер», беспилотные летательные аппараты наблюдения, приборы ночного видения и военные машины скорой помощи. Тогда американская администрация объявила, что рассматривает возможность предоставления Украине летального оружия, «если дипломатия не сможет положить конец кризису на Востоке».

С приходом администрации Трампа было принято решение предоставить Украине оборонительные летальные вооружения. В 2018 и 2019 годах США поставили Киеву противотанковые ракеты Javelin. Пентагон поставил ВМС Украины снайперские винтовки, гранатометы и два патрульных катера береговой охраны. Америка продолжала поставлять Украине и вспомогательную технику, включая приборы ночного видения, медицинское оборудование, средства связи, управления и обеспечения мобильности.

В августе 2019 года президент Трамп приостановил финансирование военной помощи Украине. Но уже в сентябре выделение средств было возобновлено. В июне 2020 года Конгресс одобрил пакет помощи Украине в размере 250 млн долл. для обеспечения задач в области воздушного и морского наблюдения, командования и управления, безопасности связи, киберзащиты и стратегических коммуникаций. А Госдепартамент США санкционировал продажу еще 150 противотанковых ракет Javelin.

1 марта 2021 года Пентагон объявил о дополнительном пакете военной помощи Киеву в размере 125 млн долл. Комплект поставок включает два патрульных катера Mark VI для защиты территориальных вод, противотанковые артиллерийские радары и другие средства тактического назначения, оборудование для космических съемок и анализа изображений, оборудование для оказания военно-медицинской помощи и эвакуации раненых.

Недавно Конгресс предложил законопроект по увеличению военной помощи Украине, по которому до 2026 года ежегодно будет выделяться до 300 млн долл.

Поддержка по линии НАТО

Украина присоединилась к сотрудничеству с НАТО в 1991 году и три года спустя была включена в программу «Партнерство во имя мира». В 1997 году была создана Комиссии Украина – НАТО. Все участвовавшие в ней стороны брали обязательства, направленные на «активизацию сотрудничества и продвижение военных реформ по укреплению потенциала и возможностей развития» Украины.

С 2016 года практическая поддержка членами НАТО была сформулирована в Комплексном пакете оказания помощи. В него были включены 16 программ наращивания военного потенциала Киева через несколько целевых фондов. Они направлены на повышение военного потенциала Украины в следующих областях:

– управление, связь и компьютеры;

– логистика и модернизация;

– кибернетическая защита;

– медицинская реабилитация;

– обезвреживание боеприпасов и самодельных взрывных устройств.

НАТО увеличило свое присутствие в Черном море и активизировало морское сотрудничество с Украиной и Грузией. Союзники по блоку участвуют в военных учениях с Украиной в рамках Плана работы военного комитета. Например, учения Rapid Trident с 2011 года проводятся ежегодно.

В июне 2020 года Украине был предложен статус партнера с расширенными возможностями. Он предоставляет Киеву преимущественный доступ к учениям НАТО, к обучению и обмену информацией для повышения оперативной совместимости. В новом статусе Украина в сентябре 2020 года совместно с британскими, американскими и канадскими войсками впервые принимала участие в учениях Joint Endeavour.

В апреле генсек альянса Столтенберг заявил: «НАТО поддерживает Украину. Союзники продолжают оказывать ей значительную практическую поддержку… Мы помогаем укреплять военный потенциал, в том числе путем обучения личного состава ВС Украины… Мы активизировали наше сотрудничество в Черноморском регионе, проводя больше учений и посещая порты».

Сегодня небольшие по численности подразделения ВС США дислоцируются в девяти областях Украины. По некоторым данным, Пентагон планирует увеличить их число и создать несколько постоянных военных баз. Правда, не все специалисты считают эти действия необходимыми.

Бывший командующий сухопутными войсками США в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес в интервью украинскому изданию «Новое время» прокомментировал эти планы Пентагона. По его мнению, США необходимо выстроить четкую стратегию по Черноморскому региону, а не идти на провокации. Без такой стратегии США не смогут противостоять России. Поэтому начать нужно с активной работы с Румынией, Грузией и Турцией. Только при наличии такой стратегии можно рассматривать целесообразность строительства баз в Украине. Иначе это может быть расценено Россией как провокационная, бессмысленная и крайне опасная акция.

А будет ли поворот?

7 декабря российский и американский президенты по каналу видеосвязи провели двухчасовые переговоры. Одной из тем была ситуация на Украине. Как сообщила пресс-служба Белого дома, Байден выразил обеспокоенность, призвал к дипломатическому урегулированию киевской проблемы и пригрозил, что на военную эскалацию Запад ответит коллективными экономическими санкциями. Путин, со своей стороны, объявил, что дальнейшее продвижение НАТО на восток и размещение на Украине наступательных вооружений неприемлемо.

10 декабря МИД России сделало заявление о диалоге с США и другими странами Запада относительно выработки гарантий безопасности. В заявлении отмечена выраженная президентом США в ходе переговоров готовность к проведению серьезного диалога по вопросам, касающимся обеспечения безопасности РФ. Сегодня, «когда отношения между Россией и коллективным Западом продолжают деградировать и подошли к критической черте», такой диалог остро необходим.

Отмечается, что «в последние дни множатся различные вольные интерпретации» позиции РФ. В этой связи в заявлении подчеркивается, что в нагнетании конфронтации в отношении России в качестве предлога используется ситуация на Украине, «в отношении которой Запад взял курс на поощрение русофобии, выгораживание действий киевского режима по срыву Минских договоренностей и подготовке к силовому сценарию в Донбассе».

Страны НАТО подталкивают Киев к агрессивным шагам. Возросло количество внеплановых учений ВС США и их союзников в Черном море. Самолеты стран – членов блока, включая стратегические бомбардировщики, «регулярно совершают провокационные облеты и опасные маневры у рубежей России». Ведется «военное освоение территории Украины», ее войскам поставляются новые вооружения.

Запад взял курс на включение Украины в НАТО, что «чревато появлением там ударных ракетных комплексов с минимальным подлетным временем к Центральной России и других дестабилизирующих вооружений». Такой безответственный курс «создает неприемлемые угрозы» безопасности РФ и «провоцирует серьезные военные риски для всех вовлеченных сторон, вплоть до масштабного конфликта в Европе».

При этом утверждается, что вопрос о гипотетическом членстве Украины в НАТО касается исключительно Киева и альянса, и никто не должен в этот процесс вмешиваться. Российский МИД напоминает, что помимо Вашингтонского договора у стран НАТО есть и обязательства в отношении неделимости безопасности в Евроатлантике, на всем пространстве ОБСЕ. Этот принцип был продекларирован в хельсинкском Заключительном акте, а затем подтвержден и усилен в Парижской хартии для новой Европы 1990 года. А в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле была принята Хартия европейской безопасности, в которой подчеркнуто, что государства-участники «не будут укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств».

Однако в нарушение принципа неделимости безопасности – как и в нарушение обещаний, дававшихся советскому руководству, – все эти годы НАТО продвигалась на восток, игнорируя высказывавшиеся Москвой озабоченности. Причем каждый раз натовское пополнение «добавляло этому блоку оголтелой антироссийской заряженности».

Руководство РФ давно пытается привлечь внимание западных стран к недопустимости подобного развития событий. Москва много раз предлагала достичь договоренности «о придании принципу равной и неделимой безопасности на евроатлантическом пространстве юридически обязывающего характера, поскольку упомянутые выше политические обязательства Запад явно выполнять не настроен». Но на это предложение неизменно следовал отрицательный ответ контрагентов России.

В связи с этим Кремль настаивает «на выработке – в конкретный промежуток времени и на основе принципа равной и неделимой безопасности – серьезных долгосрочных правовых гарантий, исключающих любое дальнейшее продвижение НАТО на восток и размещение угрожающих нам систем оружия на западных рубежах России».

Российские дипломаты считают, что «необходимо официально дезавуировать решение Бухарестского саммита НАТО 2008 года о том, что Украина и Грузия станут членами НАТО», как противоречащее обязательству государств – участников ОБСЕ – «не укреплять свою безопасность за счет безопасности других».

Они также настаивают на юридическом закреплении договоренности об отказе США и других стран НАТО от размещения ударных систем вооружений, создающих «угрозу России, на территории соседних с ней стран, «как входящих, так и не входящих в Североатлантический альянс». Россия требует конкретной реакции НАТО на выдвинутые ранее предложения по снижению напряженности в Европе, включая, в частности:

– отвод районов оперативных учений на согласованное расстояние от линии соприкосновения Россия – НАТО;

– согласование предельной дистанции сближения боевых кораблей и самолетов для предотвращения опасной военной деятельности, в первую очередь – в Балтийском и Черноморском регионах;

– возобновление регулярного диалога между оборонными ведомствами по линии Россия – США и Россия – НАТО.

Россия призвала Вашингтон присоединиться к одностороннему российскому мораторию на развертывание наземных РСМД в Европе, согласовать меры по верификации выполнения обязательств, а также обязалась в ближайшее время представить «проекты международно-правовых документов для начала переговоров в соответствующих форматах». МИД призывает приступить «к переговорам по достижению договоренностей, обеспечивающих справедливый и устойчивый баланс интересов на нашем общем пространстве».

Владимир Иванов

Обозреватель «Независимого военного обозрения»