89c4cdfaab3c77817d43d96b54d3ed22-300x225С развитием кризиса в Украине в экспертной среде все чаще высказывается мнение о необходимости вмешательства России для защиты мирного населения восточных и южных областей. Так, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов заявил о необходимости проведения в Украине миротворческой операции под эгидой ОДКБ или другой международной организации вроде ШОС или БРИКС. При этом эксперт предполагает действовать без мандата ООН и ОБСЕ, поскольку надежды на поддержку российских инициатив в этих организациях уже нет.

Однако такой призыв следует рассматривать скорее как эмоциональное выражение общей обеспокоенности военно-политического руководства России ситуацией в Украине. Необходимо начать с того, что БРИКС – это чисто экономическое образование, не предполагающее проведения совместных военных мероприятий, в том числе миротворческой операции, а ШОС, хоть и могла бы выступить в роли ее организатора, но и здесь не все так просто. Во-первых, Украина находится за пределами зоны ответственности ШОС, а, во-вторых, эта организация не обладает подготовленным миротворческим контингентом даже с учетом того, что некоторые ее члены (Индия, Пакистан) активно участвуют в миротворческой деятельности под эгидой ООН.

Совсем другое дело – ОДКБ. В распоряжении этого военно-политического блока имеются коллективные силы оперативного реагирования (около 26 тыс. человек), комплексные силы быстрого реагирования (около 5 тыс. человек), а также коллективные миротворческие силы (около 4,5 тыс. человек). Важно отметить, что из всего вышеперечисленного только КМС могут использоваться за пределами территории государств-членов (зоны ответственности ОДКБ), поэтому на них следует остановиться подробнее.

В октябре прошлого года на учении КМС «Нерушимое братство – 2013» миротворческий контингент ОДКБ был аттестован экспертами ООН и, как следствие, ОДКБ стала первой организацией при ООН, которая имеет постоянно готовые к действию «голубые каски».

В целом КМС ОДКБ состоят из 15-й мотострелковой бригады ВС России, горнострелкового батальона ВС Кыргызстана, десантно-штурмового батальона и группы вертолетов Ми-8 ВС Казахстана, таджикского мотострелкового батальона, белорусской и армянской мотострелковых рот, а также подразделений МВД указанных стран.

Руководство ООН проявляет немалый интерес к КМС ОДКБ. Об этом, кроме всего прочего, свидетельствует визит в Москву начальника отдела по вопросам политики, оценки и учебной подготовки Департамента Секретариата ООН по поддержанию мира Дэвида Хаэри в начале 2014 года. В этой связи долго муссировались слухи о том, что миротворцы ОДКБ могут заменить американских военных в Афганистане, но руководство организации опровергло эти слухи.

Здесь следует отметить, что наличие КМС совсем не означает, что они будут задействованы при каждом удобном случае. Очевидно, что любое открытое вмешательство со стороны России на текущем этапе украинского конфликта будет признано западными странами как агрессия. С другой стороны, выжидательная позиция, которой сейчас придерживается Владимир Путин, может повлечь за собой расширение активных боевых действий на юго-востоке Украины и рост жертв среди мирного населения.

Однако ситуация может измениться сразу после проведения президентских выборов в Украине, назначенных на 25 мая текущего года. В условиях, когда официальные лица ЕС и США регулярно высказываются в поддержку этого мероприятия, становится очевидно, что Запад намерен их признать, несмотря на фактическое состояние гражданской войны в стране. Таким образом, новая элита (все чаще ее называют киевской фашистской хунтой), пришедшая к власти в результате государственного переворота, будет легитимизированна.

В то же время, на территории ряда областей юго-востока Украины, с проведением соответствующих референдумов, начался процесс формирования самостоятельных государственных образований, неподконтрольных Киеву. К слову, разговоры о сомнительности плибисцитов имеют под собой ровно столько же оснований, сколько и разговоры о легитимности предстоящих президентских выборов, и рассуждения на эту тему являются откровенной демагогией.

В итоге, уже после 25 мая ситуация в Украине, вероятнее всего, будет представлять собой не беспорядочные военные действия против «террористов», а вполне четкое противостояния центральной киевской власти и непризнанных территорий, что позволяет проводить аналогии с Грузией или Молдавией. В этих условиях, и только при наличии мандата ООН, возможно применение КМС ОДКБ для создания буферной зоны между участниками конфликта.

Минск также, вопреки мнению отдельных дилетантов, сможет участвовать в миротворческой операции за пределами страны. С этой целью была подготовлена соответствующая нормативная база. Согласно белорусскому законодательству, к участию в миротворческой операции за рубежом могут привлекаться граждане Беларуси, проходящие службу по контракту с их личного согласия, а также с одобрения Главнокомандующего Вооруженными Силами. К слову сказать, участие белорусов в миротворческой операции в Украине может носить далеко не только волонтерский характер. Минск по вполне понятным экономическим причинам крайне заинтересован в скорейшей стабилизации обстановки в соседней стране.

Автор: Сергей Бирич
belvpo.com