d50bbd37dbcaСтанислав Николаевич Тарасов, чьи наблюдения, как известно, весьма часто служат тому, что можно назвать «экспертной дипломатией», и традиционно являются частью экспертного поля, в котором тестируются возможности и тенденции дипломатии официальной, выступил с рядом тезисов о символах визита президента России Владимира Путина в Азербайджан 13 августа 2013 года.

Вот они:

(1) «Москва не исключает стратегического военно-политического сотрудничества» с Азербайджаном и может занять место Турции в числе его геополитических союзников;

(2) «Москва может вычеркнуть себя из спектра декларируемой Арменией политики «равноудаленности»», то есть из числа союзников Еревана;

(3) Москва может потребовать актуального статуса для Нагорного Карабаха — так же определённо, как потребовала сугубо политического решения проблемы.

Интересы России, учёт интересов Армении и Азербайджана, исторические обязанности русских друзей Нагорного Карабаха (НКР), с таким усердием посрамляемых из отступающего от своей политической риторики последних 25 лет властного Еревана, заставляют проговорить и новые практические выводы из тех геополитических перспектив, вероятность которых открывается теми усилиями, что прилагает сейчас русская дипломатия, и теми надеждами, что испытывает сейчас русская внешнеполитическая власть.

Геополитическая пустота, создаваемая в регионе Каспия и Закавказья преждевременной смертью Турции как региональной сверхдержавы, ставит страны региона перед вопросом: кто на деле, практически, весом, железом и флотом, займёт её место рядом с кибер-диверсионной бутафорией Израиля, НАТО и США? Нет ни одной страны региона, которая смирилась бы здесь с конфликтным и тяжеловесным доминированием Ирана. И это значит, что — прежде чем существующие и не снимаемые никакими визитами проблемы, особенно трансграничные, между Россией и Азербайджаном, будут дополнены актами прямой и самоубийственной враждебности со стороны Азербайджана – Россия обязана оставить Баку простор для стратегического выбора.

Любой результат этого стратегического выбора – сколько бы миллиардов не было потрачено на оружие из России — категорически исключает использование Ильхамом Алиевым военной силы против Армении и НКР, которое сразу же сделает его аналогом Михаила Саакашвили.

Простор для стратегического выбора Азербайджана, разумеется, исходит из того фундаментального факта, что Армения этот выбор уже сделала. И он лежит в сфере политической, экономической и оборонной ответственности Европейского Союза, переход Армении в которую практически совершён и пересмотру не подлежит. Являются ли раскрытые Азербайджану Москвой объятия – местью Армении за её «цивилизационный европейский выбор»? Думаю, нет, ибо прежней, некритической и уступчивой, ведущейся на пустые заверения и слова, дружбы России ни с Арменией, ни с Азербайджаном, ни с Украиной уже не будет. А всякий торг и всякие сделки подразумевают взаимный короткий поводок, на котором «союзников» сопровождают болезненные санкции. И это значит не то, что Азербайджан заменил России Армению, а лишь то, что граница ближайшей, прямой ответственности России в Закавказье откатилась до Азербайджана, выстроилась на линии Абхазии. Южной Осетии, НКР и Азербайджана, как бы это ни ущемляло геополитический пафос Москвы. А уход российской военной базы из Армении – уже ныне замкнутой в этой стране границами собственного забора – дело времени и целиком находится в рамках той брюссельской оборонной ответственности, о которой Армения договорилась в рамках ассоциации с ЕС.

В этой новой ситуации участие России в определении дальнейшей судьбы Нагорного Карабаха отделяется от обязательств Армении перед ЕС, политически, территориально, экономически и таможенно отрезающих её от Нагорного Карабаха. И новое дело для русских друзей НКР состоит в том, чтобы исключить превращение НКР в предмет двустороннего торга между Арменией и ЕС/США, обеспечив ему весомую внешнеполитическую субъектность. Пусть сегодня в Москве и, возможно, в Баку готовы говорить о федерализации/конфедерализации отношений Азербайджана и НКР: перед лицом грядущей утраты политического и экономического суверенитета Арменией в пользу ЕС, друзья НКР должны обеспечить наивысшую планку государственности Нагорного Карабаха. Единственной альтернативной этому будет война, гуманитарная катастрофа и новые этнические чистки – теперь уже в сфере геополитической ответственности современной России. Ясно, что эта альтернатива должна быть исключена не просто сама по себе – как противостоящая политическому решению проблемы, но и как отрицающая главный смысл политического решения – суть которого состоит в сохранении и международных гарантиях государственности Нагорного Карабаха.

Уверен, что именно этот путь получит единодушную поддержку русского армянства, граждан России армянского происхождения, составляющих второй национальный очаг армянства, интересы которого полностью и абсолютно совпадают с интересами Российской Федерации и Исторической России.

Колеров Модест
iarex.ru