Продолжаем серию статей о БПЛА НОАК. Настоящий материал представит беспилотные система, состоящие на вооружении ВВС Народно-освободительной армии Китая.

Новый разведывательно-ударный БПЛА НОАК «Птеродактиль-10»

По данным китайских источников, с 1 ноября 2020 г. на вооружение подразделений беспилотной авиации ВВС НОАК приняты высотные разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты «Птеродактиль-10» (Wingloong-10), которые на выставках в г.Чжухай фигурировали под обозначением «Облачная тень». Данный БПЛА разработан конструкторами Чэндусской авиапромышленной корпорации (Sichuan province, Chengdu city).

Разведывательно-ударный БПЛА «Птеродактиль-10» (Wingloong-10)

Представляется возможным указать следующие ТТХ:

  • длина: 9,05 м;
  • размах крыльев 17,8 м;
  • максимальная взлетная масса: 3000 кг;
  • максимальная масса топлива: 1000 кг;
  • максимальная масса боевой нагрузки: 400 кг;
  • максимальная продолжительность полета: 6 часов;
  • максимальная скорость: 620 (670) км/ч;
  • максимальная дальность полета: 3600 (4000) км;
  • радиус боевого патрулирования 1000 км;
  • практический потолок: 14000 (14500) м;
  • максимальная дальность действия системы радиосвязи с наземным пунктом управления: 290 км.

Рассматриваемый БПЛА НОАК изготовлен с применением двух типов углеволокна M70J и T1000, которые обуславливают малую массу фюзеляжа и его высокие прочностные характеристики. Кроме композитных материалов китайские конструкторы применили специальное лакокрасочное покрытие, которое снижает оптическую и радиолокационную заметность. Необходимо обратить внимание, что воздухозаборник S-образного профиля расположен на верхней плоскости фюзеляжа, что исключает радиолокационное засвечивание лопаток вентилятора двигателя. Также для снижения радиолокационной заметности хвостовое оперение выполнено в форме буквы «V». В целях увеличения дальности и продолжительность полета БПЛА «Птеродактль-10» могут быть оснащены двумя дополнительными топливными баками.

V-образное хвостовое оперение и сопло БПЛА «Птеродактль-10»

Указанная дальность полета обеспечена за счет применения двух турбовентиляторных двигателей (turbofan engine WP-11C, 10KN power) модели WP-11C (тяга около 1000 кгс/см.кв), которые отличаются высокой топливной экономичностью при полетах на малых высотах. Китайские источники указывают, что данные двигатели обеспечивают возможность полета на высотах до 17800 м, т.е. БПЛА «Птеродактиль-10» (Wingloong-10) может выполнять полет вне зоны поражения большого количества средств ПВО. Следует отметить, что двигатель WP-11C (обозначение гражданской версии – ZF-850) отличается небольшим ресурсом – межремонтный интервал составляет 150 часов.

Специалисты 31 научно-исследовательского отдела 3 НИИ Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации работают над целой серией двигателей WP-11 (WP-11D, WP-11F) в сотрудничестве с Пекинским аэрокосмическим университетом и НИИ проектирования физических процессов горения Академии Наук КНР. Для совершенствования конструкции данного двигателя китайским специалистам необходимо содействие сотрудников КНААПО (Комсольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина).

Авиационные средства поражения БПЛА «Птеродактиль-10»

Под крыльями БПЛА «Птеродактиль-10 (Wingloong-10) на четырех внешних точках подвески можно разместить до 6 единиц вооружения за счет применения специальных сдвоенных кронштейнов. В номенклатуру авиационных средств поражения входят компактные противокорабельные ракеты «Инцзи-9Е»; противотанковые управляемые ракеты AR-1, AR-2, а также «Синяя стрела-21»; авиационные оперенные корректируемые (по лазерному лучу) осколочно-фугасные бомбы GB100 и GB50. Дальность пуска указанных видов вооружения варьируется от 60 до 88 км в зависимости от модели.

Кроме выполнения ударных задач БПЛА НОАК «Птеродактиль-10» (Wingloong-10) может вести оптико-электронную и радиотехническую (радиолокационная, в радиусе 200 км) разведку, а также обеспечивает наведение для батарей и дивизионов РСЗО. Достоверно известно, что для наблюдения за обстановкой по курсу полета БПЛА оснащен многорежимной телевизионной камерой высокого разрешения (встроена в переднюю часть фюзеляжа), а также оптико-электронной системой разведки и наведения, которая размещена в поворотном полусферическом корпусе. Максимальная высота полета при ведении оптической разведки составляет 10000 м.

БПЛА«Птеродактиль-10» (Wingloong-10) позволяет выполнять перехват данных на каналах радиосвязи противника в радиусе до 400 км.

Оценка нового китайского стелс-БПЛА GJ-11 ВВС НОАК

Новый малозаметный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат под обозначением GJ-11 (англ. Attack-11) был впервые представлен вниманию широкой публики на параде в Пекине 1 октября 2019 года.

Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА GJ-11 на параде

Данный аппарат разработан конструкторами Хундусского авиастроительного объединения в интересах подразделений оперативно-тактической авиации ВВС НОАК, которые укомплектованы или будут укомплектованы малозаметными истребителями J-20. Китайские специалисты указывают, что основная РЛС данного самолета имеет очень большую мощность – 130 кВт, что позволяет подразделениям радиотехнических войск вероятного противника заблаговременно обнаружить данный самолет и принять меры по его перехвату. Кроме того, высокий уровень излучения пагубно сказывается на здоровье летчиков, для которых ведется разработка новых летных комбинезонов с улучшенной защитой от электромагнитного излучения.

Достоверно известно, что научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу по БПЛА GJ-11 китайские конструкторы начали в 2006 году с опорой на данные по американскому RQ-180. В 2009 году началось производство полноразмерных элементов конструкции БПЛА. К 2012 году завершилась программа стендовых испытаний, а в течение 2013 года прошел полный цикл испытательных полетов. Мелкосерийная сборка начата в 2017 году. Производство БПЛА GJ-11 налажено на Шэньянском авиастроительном предприятии (Shenyang city, Liaoning Province).

Малозаметный истребитель J-20 ВВС НОАК

По данным китайских источников, длина БПЛА GJ-11 составляет 10 м, размах крыла 14 м. Вероятно, максимальная взлетная масса (с топливом и вооружением) аппарата около 10 тонн.

Корпус дрона изготовлен из композитных материалов, которые отличает высокая способность к поглощению излучения РЛС вероятного противника. Форма БПЛА имеет выраженную треугольную форму с углом стреловидности 55 градусов. Для сравнения стреловидность корпуса стратегического бомбардировщика В-2 Spirit ВВС США составляет 33 градуса. Эффективная площадь рассеяния БПЛА GJ-11 не превывшает 0,04 кв.м (RCS=0,04 m).

Для снижения радиолокационной заметности БПЛА GJ-11 китайские конструкторы разместили воздухозаборник S-типа в верхней плоскости корпуса и тем самым исключили вероятность отражения сигнала РЛС вероятного противника от лопаток вентилятора реактивного двигателя. В модификации для палубной авиации ВМС НОАК у данного аппарата будет складное крыло (25% от длины), что позволит размещать необходимое количество беспилотников в подпалубном ангаре.

В отношении силовой установки известно, что GJ-11 оснащают российским двигателем РД-93МК без форсажной камеры, что обусловлено требованиями по снижению тепловой заметности дрона. Выхлопные газы выходят через прямоугольное отверстие в корпусе БПЛА, которое изготовлено с применением жаропрочных материалов и напылений. Нижняя плоскость выхлопного отверстия имеет большую площадь для более эффективного отвода тепла и снижения заметности БПАЛ в инфракрасном спектре. Единственный недостаток подобного технологического решения состоит в том, что тяга двигателя снижается из-за отсутствия полноценного сопла круглого сечения. Это первый пример подобного инженерного решения китайских конструкторов и только опытно-войсковая эксплуатация покажет его практичность и целесообразность.

Российский ТРДД РД-93МК

Существует высокая вероятность того, что данный элемент корпуса способен отклонять вектор тяги двигателя в вертикальной плоскости для улучшения маневренности БПЛА. Вероятно, запаса топлива во внутренних баках достаточно для совершения прямого перелета на дальность до 3000 км на дозвуковой скорости или же для осуществления скрытного боевого патрулирования в радиусе 1200 (по другим данным 1500) км. Рассматриваемый БПЛА НОАК может выполнять боевые задачи в заданном районе на протяжении 2 часов. Максимальная скорость составляет 0,9 МАХ.

Подобные параметры обусловлены именно отсутствием форсажной камеры, поскольку российский ТРДД РД-93МК отличается достаточно большим расходом топлива именно на форсажном режиме. Некоторые китайские специалисты полагают, что БПЛА GJ-11 может оснащаться одной из модификаций ТРДД национального производства WS-13. Однако эти силовые установки нестабильно работают на высокогорных аэродромах. Кроме того, ресурс двигателей китайского производства также меньше, а замену и ремонт двигателя можно производить только в специализированном цехе.

В отношении авиационных средств поражения, которые могут быть размещены в двух внутренних ракетно-бомбовых отсеках известно, что это могут быть 2 бомбы массой по 500 кг каждая или же 8 малокалиберных бомб массой по 100 кг каждая. Представляется возможным утверждать, что тяжелые бомбы – это боеприпасы серии LS, а малокалиберные – это бомбы серии FT. В настоящее время, китайские оружейники работают над управляемыми, корректируемыми планирующими бомбами третьего поколения, которые имеют коэффициент вероятного отклонения менее 1 м и позволяют в дневное и ночное время распознавать цели размером 0,2 м.

По расчетам китайских специалистов, при выполнении задачи по подавлению системы ПВО вероятного противника группа в составе 50 БПЛА GJ-11 способна уничтожить до 100 единиц техники – РЛС, пусковые установки, машины управления и т.д. Прорыв линии ПВО вероятного противника будет выполняться перед ударом, который могут наносить бомбардировщики Н-6, малозаметные истребители J-20 или истребители-бомбардировщики J-16 ВВС НОАК.

Продолжение следует…

По материалам военно-технических изданий Китая