123824 июня Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил борисовские предприятия оборонного сектора – ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» и ОАО «140 ремонтный завод». Цель визита Главы государства, о которой заранее не сообщалось, в принципе, лежала на поверхности.

Со 140-м заводом вроде бы все ясно – планируемое посещение данного предприятия было озвучено белорусским лидером еще 2 апреля сего года, когда он находился на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах. Напомним, тогда А.Лукашенко предложил нашим оружейникам производить собственные самолеты и вертолеты. Эксперты, резонно, в данной задаче сразу выделили три неизвестные: что будет производиться, кем и за какие деньги. Ни Госкомвоенпром, ни Минобороны пока не спешат ответить, как они будут реализовывать данную задумку Президента, поэтому ее можно пока смело отложить в сторону.

Гораздо реалистичнее выглядели указания (опять же, со слов А.Лукашенко в Барановичах) по производству в Беларуси бронированной техники, прежде всего в интересах сил специальных операций. Именно этот тренд, исходя из опыта последних военных конфликтов, завоевывает все большую популярность в армиях мира. Недаром Президент, уже в Борисове, сказал: «То, что вы создаете мобильную машину на 10-12 человек, которая может развивать скорость до 100 км/ч, и мы сможем перебросить мобильные подразделения на любые расстояния с вооружением, – это уже сделано. Но вы должны придумать самую современную бронетехнику для современного боя. Какую, вы знаете лучше меня, у вас есть собственный и вы изучаете мировой опыт, в ближайшее время вы должны сделать эту машину, за которой стояли бы в очереди люди, готовые купить ее за границей».

В пользу серьезности данных намерений указывает также ранее полученная информация о начавшейся сборке на одном из белорусских предприятий армейских внедорожников ГАЗ-2330 «Тигр» и их испытании в подразделениях ССО.

Как говорится, партия сказала: надо, комсомол ответил: есть! И в вечерних телесюжетах белорусских СМИ 24 июня, уже без всяких домыслов, прозвучало, что Президенту на 140-м заводе продемонстрирован опытный образец изготовленного в Беларуси бронеавтомобиля «Лис» – универсальной машины для разведки, десанта и управления. В ее основе – российский аналог, но белорусская комплектация составляет уже 85 процентов.

Что касается визита А.Лукашенко на 2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения, то здесь ситуация намного сложнее и основывается она, скорее всего, в поиске решений по оптимальному освоению бюджетных средств в рамках ремонта и модернизации военной техники. А проблемы здесь есть, и не малые. Стоит признать, что указания Президента по производству собственных комплексов ПВО средней дальности «не хуже С-300», на которые потребуются, прежде всего, значительные объемы финансирования, также труднореализуемы. Во всяком случае, если бы создание зенитно-ракетных комплексов было таким простым процессом, то мировой рынок вооружений был бы давно ими завален, однако данного явления не наблюдается. Согласимся, озвученная глубокая модернизация комплекса С-125 – это уже день вчерашний.

Кто бы что не говорил, но у нас как в промышленности, сельском хозяйстве, так и в оборонном секторе, делают долго, дорого и, зачастую некачественно. И, несмотря на это, белорусские военные все равно должны обращаться к «родному» Госкомвоенпрому. Что поделать – такое у нас законодательство: нужно поддерживать, прежде всего, отечественного производителя, и валюта должна оставаться в стране. Правда, мало кого интересует, что «заламывая» цену, Госкомвоенпром, фактически, обеспечивает своим сотрудникам заработные платы, в 2-3 раза большие, чем в Вооруженных Силах. А в это время украинские и российские оборонные предприятия готовы ремонтировать и модернизировать нашу военную технику в 1,5-2 раза дешевле и, что не маловажно, качественнее.

Вот такая «арифметика по-белорусски». Вероятно, именно эта проблема была затронута при посещении Президентом 2566-го завода. Поэтому более реалистичными планами выглядит производство в Беларуси бронеавтомобилей, нежели создание современных ЗРК – в течение двух лет, как было заявлено в Борисове.

Однозначно, белорусам очень трудно будет конкурировать с известными производителями ЗРК, даже с тем же Китаем. Ведь уже есть невостребованный истребитель МиГ-29БМ, который, кстати, создавался больше для внешнего рынка. Зачем наступать на те же грабли?

Если наши предприятия умеют хорошо проводить качественный капитальный ремонт и модернизацию, то нужно и закрепляться в этой сфере, отвоевывая рынок у конкурентов. Именно это и доказывает мировой опыт. Производство самолетов и современных ЗРК – это прерогатива богатых стран с мощной промышленностью и научно-производственной базой, чем похвастаться Беларусь пока не может.

Автор: Дмитрий Алешкевич

Источник: belvpo.com