Фото: Fincantieri

Как показал краткий обзор отечественного медиапространства, анонсированная неделей ранее осведомлёнными источниками в оборонном ведомстве Турции подготовка к обретению оперативной боевой готовности головной анаэробной дизель-электрической подводной лодкой S-330 TCG «Piri Reis» проекта 214TN класса «Reis» уже к середине 2022 года так и не стала предметом повышенного внимания многочисленных отечественных военно-аналитических изданий и экспертных сообществ, удостоившись лишь краткого и поверхностного освещения в новостных разделах основных информационных площадок российских СМИ.

Между тем речь идёт о начале реализации мощностями турецкой военно-морской верфи «Gölcük» весьма амбициозной программы строительства серии из шести многоцелевых НАПЛ класса «Reis», спроектированных на базе немецких анаэробных многоцелевых субмарин проекта 212A (при тесном взаимодействии со специалистами немецкой кораблестроительной компании «Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH» концерна «Thyssenkrupp») и обеспечивающих не только расширение присутствия подводной компоненты ВМС Турции в акваториях Черного и Средиземного морей, но и целый ряд оперативно-стратегических преимуществ надводной компоненте и противолодочной авиации Объединённых ВМС НАТО в случае роста градуса военно-политической напряженности в Черноморском регионе.

Высочайшая акустическая скрытность и внушительная подводная автономность. На что следует обратить внимание отечественным экспертным кругам

В частности, располагая перспективными воздухонезависимыми энергетическими установками (AIP) на базе 9 протон-обменных водородных топливных элементов с полимерной электролитической мембраной (PEM) и спаренных дизель-генераторных блоков MTU 16V396 суммарной мощностью 8475 л. с. (6233,45 кВт), немецко-турецкие анаэробные подлодки проекта 214TN класса «Reis» смогут пребывать в подводном режиме на протяжении порядка полутора-двух недель, не вскрывая своего местоположения для бортовых РЛС обзора надводного пространства и мультиспектральных оптико-электронных комплексов «Ланнар-А», интегрированных в радиоэлектронную архитектуру прицельно-поисковых комплексов «Новелла-П-38» противолодочных самолётов Ил-38Н.

При этом экипажи турецких субмарин, применяя режим «подкрадывания» на скорости 3–5 узлов, смогут на протяжении более чем недели практически беспрепятственно оперировать не только в нейтральных водах Черного и Средиземного морей, но и в непосредственной близости от территориального моря России близ Краснодарского края и Республики Крым, а также в нескольких десятках миль от КУГ Черноморского флота ВМФ России.

Ведь, помимо перспективной ВНЭУ, «Рэйсы» также могут похвастаться сверхмалой акустической сигнатурой (коэффициент акустической шумности порядка 35–45 дБ), обусловленной применением современных звукопоглощающих покрытий, многоярусных вибропоглощающих платформ для размещения электродвигателя SINAVY «Permasin» и электрохимического генератора BZM34, а также малым подводным водоизмещением порядка 1980 т.

Напомним, что, располагая классическими дизель-электрическими энергетическими установками на базе свинцово-кислотных аккумуляторов, малошумные ДЭПЛ пр. 636.3 «Варшавянка» вынуждены подниматься на поверхность для подзарядки первых в режиме РДП.

Как следствие, у операторов-гидроакустиков, оперирующих в подводном режиме турецких анаэробных ДЭПЛ пр. 214TN, будет гораздо больше шансов на скрытное обнаружение и сопровождение наших «Варшавянок» с выдачей целеуказания противолодочным средствам ОВМС НАТО.

Реализации данной задачи поспособствует задействование экипажами НАПЛ «Reis» таких бортовых гидроакустических средств, как пассивная станция гидроакустической разведки AN 5039A1, пассивная ГАС определения дистанции PRS 3-15, бортовая ГАС FAS 3-1, а также активно-пассивная буксируемая ГАС на базе низкочастотной гибкой протяженной буксируемой антенны (ГПБА).

Коренным образом изменить данный расклад может лишь скорейшая реализация программы разработки и запуска в крупносерийное производство отечественной ВНЭУ, функционирующей посредством риформинга дизельного топлива и адаптированной к интеграции в энергетический отсек НАПЛ пр. 677 «Лада».

Скорейшая разработка и доведение до ума отечественной воздухонезависимой энергетической установки для неатомной компоненты подводного флота ВМФ России обеспечат «Варшавянкам», «Палтусам» и «Ладам» возможность установления паритета в играх в «кошки-мышки» с анаэробными субмаринами ОВМС НАТО на Черноморском, Средиземноморском и Балтийском условных театрах военных действий

Разработка воздухонезависимой энергетической установки подобного типа и анаэробного ГТД замкнутого цикла для сопряжения с первой осуществляется Центральным конструкторским бюро «Рубин» (ЦКБ МТ «Рубин») и КБ «Малахит» на протяжении уже более чем 5 лет и может достигнуть уровня финализации уже к 2022 году.

Её энергоэффективность и стоимость обслуживания должны не уступать аналогичным параметрам перспективных французских ВНЭУ для НАПЛ MESMA, а также испанских анаэробных ЭУ, функционирующих посредством разложения биоэтанола (BioEtOH) в специализированных реакторах-конвертерах.

В случае успешного завершения НИОКР и натурных испытаний перспективной российской ВНЭУ, с высокой долей вероятности можно прогнозировать запуск изделия в крупносерийное производство уже к 2023 году, с итоговой интеграцией в энергетические блоки как НАПЛ класса «Лада», так и ДЭПЛ пр. 636.3 «Варшавянка» и/или 877 «Палтус», что однозначно обеспечит нивелирование уровня скрытности и подводной автономности, демонстрируемой турецкими НАПЛ пр. 214TN класса «Reis».

В ту же очередь, ключевым подспорьем противолодочной авиации ВМФ России в мониторинге подводного пространства акватории Черного моря на предмет появления турецких НАПЛ пр. 214TN могут стать не размагниченные стальные корпуса последних, что обусловлено их экспортными опциональными ограничениями в сравнении с субмаринами пр. 212A, предназначенными для ВМС Германии.

Подобные корпуса будут пеленговаться посредством магнитометрических датчиков, интегрированных как в элементную базу ППС «Новелла-П-38» противолодочных самолётов Ил-38Н, так и в БРЭО дальних противолодочных самолётов Ту-142М3.