Эксперт рассказал о критической военной зависимости ЕС от Вашингтона

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что создание Европейским Союзом общих вооруженных сил может разобщить Европу и ослабить НАТО. Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок разбирался с историей создания автономных от НАТО европейских военных структур и оценил реалистичность этого проекта.

«Я приветствую европейские усилия в области обеспечения обороны, однако нечто подобное никогда не сможет заменить НАТО. Кроме того, необходимо гарантировать, что Европа и Северная Америка будут держаться вместе. Любая попытка ослабить связь Северной Америки и Европы не только ослабит НАТО, но и разобщит Европу, — заявил Йенс Столтенберг. — Отчасти дело в деньгах, так как 80% наших оборонных расходов приходится на союзников, не являющихся членами ЕС».

Генсек Североатлантического альянса подчеркнул, что не входящие в ЕС европейские государства (Великобритания, Исландия и Норвегия), а также США, Канада и Турция играют ключевую роль в обеспечении европейской безопасности.

«Любая попытка создать параллельные структуры, дублировать систему командования лишь ослабит наш общий потенциал взаимодействия, так как при весьма ограниченных ресурсах мы должны избегать параллелизма и дублирования усилий. Конкретные предложения по созданию сил ЕС с НАТО не обсуждались, мы не ознакомлены с какими-либо деталями», — добавил он.

Предыстория европейской армии

Разного рода идеи о создании объединенных вооруженных сил Европы звучат уже четверть века. Как ранее писала «Газета.Ru», на протяжении десятилетий официальные лица США с осторожностью относились к концепции европейской стратегической автономии. Слово «автономия» вызывает в Вашингтоне образы союзников, идущих своим собственным путем и проводящих политику, которая может противоречить политике США.

Когда Франция и Великобритания работали над совместными оборонными инициативами в 1990-х годах, государственный секретарь США Мадлен Олбарайт сказала Парижу и Лондону, что эти программы «должны предпочтительно осуществляться под эгидой НАТО, а не вне альянса». В декабре 2000 года министр обороны США Уильям Коэн отверг перспективу создания общего оборонного потенциала Европейского Союза как «угрозу самому существованию НАТО».

Настороженность Вашингтона в отношении европейской стратегической автономии в военной сфере сохранялась и после. В 2019 году администрация Дональда Трампа направила ЕС письмо, в котором выразила «глубокую озабоченность по поводу Европейского оборонного фонда и программы постоянного структурированного сотрудничества, которые были направлены на повышение синергии и оперативной совместимости между вооруженными силами стран-членов ЕС».

Как Олбрайт и Коэн, Трамп напомнил европейским лидерам, что НАТО, а не ЕС, является «выдающимся западным военным альянсом, который несет исключительную ответственность за сохранение целостности, свободы и мира на европейском континенте».

«Вашингтон будет поддерживать европейских союзников в создании более эффективных войск и принятии на себя большей ответственности за собственную оборону континента, он будет делать это только в том случае, если эти усилия будут осуществляться в рамках НАТО, полностью зависящего от Соединенных Штатов. США заинтересованы в усилении обороны Европы, но не до такой степени, чтобы континент перестал следовать в кильватере Америки», — рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный военно-дипломатический источник.

Лишний дубликат НАТО

Отметим, что согласованный план военного строительства объединенных европейских вооруженных сил пока не обнародован. То есть состав сил не определен, их численность на мирное и военное время не установлена, организационная структура неизвестна, данных о возможных группировках на театрах военных действий нет.

Если всерьез приступать к созданию европейской армии, то сугубо в организационном плане без формирования параллельных структур с НАТО никак не обойтись. К примеру, объединенные вооруженные силы (ОВС) европейского континента не смогут обойтись без штаба со всеми полагающимися ему организационно-штатными единицами, к примеру, оперативным, разведывательным, мобилизационным управлениями, управлением связи, и многими другими органами — вплоть до военно-топографического управления и гидрометеорологической службы.

Предположим, что штаб объединенной европейской армии все-таки сформирован. В этом случае этот орган оперативного управления войсками приступает к выполнению своих главных функций, в том числе стратегическому планированию.

Планирование является важнейшей составной частью подготовки любых вооруженных сил к ведению военных действий. Стратегическое планирование представляет собой процесс разработки комплекса документов, в котором определяются стратегические цели военных действий и задачи вооруженных сил, их содержание, последовательность и способы выполнения, необходимые для этого силы и средства, распределение и согласование усилий стратегических группировок, всестороннее обеспечение и управление ими в интересах успешного достижения политических целей в войне.

Тут есть противоречие — как деятельность будущего европейского штаба будет сочетаться с уже имеющимися аналогичными структурами НАТО и в чем смысл параллельной работы? И ведь это еще только верхушка айсберга.

Подобных проблем в строительстве и планировании боевого применения любых вооруженных сил масса. Надо же будет создавать свою собственную систему боевой и мобилизационной готовности, оперативной и боевой подготовки, решать проблемы технической оснащенности и всестороннего обеспечения.

Компактный европейский спецназ

Основу военной мощи Североатлантического альянса составляют Вооруженные силы США. Подавляющее превосходство Вашингтона приходится на сферу ведения всех видов разведки и системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе (СПРЯУ).

Без этих критических структурных составляющих говорить о полноценной европейской армии не приходится, да и просто — несерьёзно. Европа не способна вести современную войну в одиночку. Здравомыслящие европейские политики отдают себе в этом полный отчет.

К тому же все организационно-штатные мероприятия по формированию европейской армии имеют свою конкретную цену, и цену, надо прямо сказать, немалую. Средства потребуются большие, а конечная эффективность замысла более чем сомнительна. И где найти деньги — пока тоже не вполне понятно.

Скорее всего, в обозримом будущем европейские инициативы в области создания объединенной армии континента не пойдут дальше формирования сил быстрого реагирования Евросоюза. Первые практические решения в этом плане будут приняты в октябре-ноябре этого года в рамках подготовки новой европейской концепции по безопасности «Стратегический компас ЕС». Утверждение этой стратегии, а с ней и планов создания сил быстрого реагирования ЕС, должно произойти в марте 2022 года. Речь идет о формировании численностью около 5 тыс. человек.

Вполне вероятно, что дальше ограниченного и компактного «европейского спецназа» дело у ЕС не пойдет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Биография автора:

Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.

Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976), Военную командную академию ПВО (1986).

Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980-1983).

Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986-1988).

Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988-1992).

Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992-2000).

Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).

Обозреватель «Независимой газеты» (2000-2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010-2015).

Михаил Ходаренок