070713-F-8820I-124Два истребителя F-22s Raptor вместе с самолетом дозаправки KC-135 были переброшены на румынскую черноморскую авиабазу «Михаил Когэлничану» с базы Лейкенхиз Великобритании, передает Reuters.

Двумя неделями ранее указанные самолеты в количестве 12 единиц были размещены в Туманном Альбионе — вместе с пилотами и вспомогательным оборудованием — для последующей переброске их на другие базы НАТО. В сообщении европейского командования США (EUCOM) говорилось о том, что цель — «максимально использовать возможности учений, подтвердить обязательства перед союзниками по NАТО и предотвратить любые действия, которые могут дестабилизировать безопасность в регионе».

Речь идет о самом крупном развертывании F-22 в Европе. США тем самым пытаются успокоить своих восточноевропейских союзников, обеспокоенных агрессией Кремля и активизацией ВМС РФ на Черном море. Особое беспокойство Запада вызвало провокационное поведение Москвы в Балтийском море, где российский Су-24 выполнил маневр в нескольких метрах от американского эсминца «Дональд Кук», имитируя атаку.

Лучший истребитель в мире

F-22 Raptor — первый и единственный в мире многоцелевой истребитель пятого поколения, стоящий на вооружении. Его главной отличительной особенностью является тот факт, что его практически невозможно заметить благодаря использованию технологии снижения заметности («Stealth»). Самолет является настолько секретной разработкой, что Конгресс в 1997 наложил запрет на продажу F-22 иностранным государствам.

В основу разработки F-22 Raptor был положен принцип «First look — first kill» (первый обнаружил — первый поразил): особый радар AN/APG-77, позволяющий самолету работать в режиме Низкой Вероятности Перехвата (LPI), делает бесполезными обычные системы СПО/РТР, поскольку способен осуществлять активный радарный поиск самолета-истребителя, оборудованного аппаратурой СПО/РТР, таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается. «Невидимым» истребитель делает и конструкторское решение разместить штатное вооружение боевой машины во внутренних отсеках.

Бесспорное превосходство самолета на земле и в воздухе подтверждается его применением как в учениях, так и в реальном бою.

В 2006 году были на учениях «Норден Эйдж», в которых проводились учебные воздушные бои 12 истребителей F-22 с F-15, F/A-18C и F/A-18E, за первую неделю учений F-22 условно сбили 144 самолёта противника без потерь со своей стороны, а всего за две недели учений группировка F-22 одержала 241 условную победу, потеряв лишь два самолёта.

23 сентября 2014 года в СМИ появилась информация о первом боевом применении F-22 ВВС США против исламистов в Сирии. Самолёт нанёс удары по городу Ракка и его пригороду. К февралю 2015 F-22 выполнили по крайней мере 112 боевых заданий в небе Сирии. К июню 2015 года F-22 включались в состав каждой группы ударных самолётов, бомбящих Сирию. Описан один 11-часовой вылет, в котором F-22 наглядно продемонстрировал свою многофункциональность, выполнив ударную задачу, разведав наземные силы противника, наведя на цели другие самолёты и сопроводив бомбардировщики.

F-22 вооружён 20-миллиметровой пушкой M61A2 Vulcan (480 снарядов), ракетами класса воздух-воздух: шестью AIM-120C AMRAAM и двумя AIM-9M Sidewinder, a также корректируемыми бомбами JDAM. F-22 также совместим с управляемыми высокоточными авиабомбами класса SDB (Small Diameter Bomb) GBU-39 и SDB-53/B. Истребитель способен производить пуски ракет и сброс бомб из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.

Реанимация производства F-22 Raptor

Разработка данного истребителя велась с 1991 года. На серийное производство он поступил в 2001 году. В связи с дороговизной программа производства F-22 Raptor была заморожена в 2011 году: стоимость одной единицы вместе с НИОКР составляет $411 млн., а всего было построено 195 единиц. Однако, как сообщалось ранее, на днях Конгресс США поручил ВВС проанализировать возможность возобновления производства истребителей данного типа. Ответ по этому вопросу ожидается не позднее 1 января 2017 года. Первоначально планировалось построить 749 истребителей F-22 Raptor. Конгрессмены рассматривают возможность производства еще как минимум 194-х F-22 Raptor.

Возврат к теме производства этих истребителей связан с опасениями, что США могут потерять технологическое преимущество в воздухе. В качестве основных соперников в этой сфере упоминаются Китай и Россия.

Гонка вооружений?

Неудивительно, что в условиях относительного геополитического равновесия была произведена лишь четверть от первоначально запланированного количества этих истребителей. Однако новые угрозы, связанные с авантюрными амбициями Москвы — агрессией против Украины и потенциальной угрозой восточным рубежам НАТО — послужили поводом для пересмотра решения по сворачиванию упомянутой программы. Изменившаяся геополитическая ситуация делает производство F-22 Raptor рентабельным, если понимать под рентабельностью не только денежную составляющую, но и вопрос целесообразности.

Сохранение и наращивание технологического преимущества по отношению к потенциальному противнику было основной идеей гонки вооружений времен Холодной войны. Сегодня основные принципы остаются теми же. Напряжение в мире (не только в регионе Восточной Европы) заставляет думать об эффективном обеспечении безопасности. Для США это актуально и как для стержневого государства НАТО (пусть Вашингтон и не в восторге от такого положения вещей, но это не мешает ему демонстрировать верность обязательствам, которые были даны союзникам по альянсу).

Нет особых сомнений, что США с поставленной задачей справятся. В случае с F-22 Raptor речь идет о возобновлении производства уже отработанной технологии. Интереснее в этом смысле будет наблюдать, как в новой гонке вооружений будет участвовать та же Россия, чей бюджет сегодня не предполагает особого оперативного простора. Тем ироничнее осознавать, что возвращение к ситуации Холодной войны инициировал именно Кремль.