Хуаньцю шибао (Китай): импортозамещение в России — от пассивной обороны к активным действиям

Россия впервые задумалась об импортозамещении в 2009 году, пишет «Хуаньцю шибао». Тогда она осознала, что зависимость от импортной продукции в таких сферах, как военная промышленность, представляет прямую угрозу национальной безопасности. Изначально импортозамещение происходило «стихийно», но России удалось превратить его в стратегическую политику. Эксперт Сюй Полин объясняет, как именно.

После крымского кризиса 2014 года США и Европа ввели жесткие санкции против России и обвинили ее в нарушении некоторых правил Всемирной торговой организации (ВТО) из-за политики импортозамещения. Подобные обвинения со стороны Запада, несомненно, являются политизацией правил ВТО и международной политической спекуляцией на тему «используй то, что можно, а что нельзя — брось».

Импортозамещение имеет два основных вида. Первый — когда валюта страны резко обесценивается и импорт становится дорогим, внутренние потребители и инвесторы вынуждены сокращать и заменять его аналогичными продуктами отечественного производства. Второй относится к определенной промышленной политике или стратегии, которую добровольно инициирует страна. Такого рода политика или стратегия ограничивает импорт посредством таможенных пошлин или нетарифных барьеров, поощряет или даже субсидирует внутреннее производство и внутренние закупки для того, чтобы содействовать развитию определенных отраслей в стране (обычно это промышленное производство). Страны Латинской Америки проводили подобную ​​стратегическую политику в 1960-х и 1970-х годах.

Начали с пассивной защиты

Россия начала свою рыночную экономическую трансформацию в 1992 году с либерализации внутренних цен и либерализации внешней торговли на международном уровне. Несмотря на то, что после этого в России произошла быстрая деиндустриализация, до 2008 года страна не прибегала к активному вмешательству и ограничениям в отношении того, используют ли внутренние потребители и производители импортные или отечественные товары. Особенно после 1999 года, когда из-за резкого роста цен на энергоносители экспорт нефти и природного газа принес России большую прибыль, и ей рациональнее было импортировать потребительские товары и механическое оборудование на деньги от продажи нефти и природного газа, чем производить их самостоятельно. Поэтому к 2008 году российский рынок был наводнен одеждой, обувью, носками, молоком, яйцами и автотехникой из-за рубежа. Российские ракеты, военные корабли, пароходы и танки также содержали большое количество ракетных двигателей, газовых турбин и других ключевых компонентов украинского производства.

С 2008 года Украина начала активно развивать отношения с НАТО и Европейским союзом. В это время Россия обнаружила, что ее собственная оборонная промышленность, а также авиастроение, судостроение, аэрокосмическая промышленность по-прежнему сильно зависят от ключевых комплектующих, поставляемых Украиной, и из-за этого существуют скрытые угрозы для национальной безопасности. Поэтому в 2009 году Россия впервые выдвинула план политики импортозамещения, требующий от оборонной промышленности и производства продуктов питания обеспечения самозащиты. После этого, хотя импортозамещение на уровне стратегического планирования по-прежнему реализовывалось, темпы его продвижения были довольно медленными. Однако во второй половине 2013 года «цветная революция» на Украине неожиданно ускорилась, и в ней резко возросли антироссийские настроения. На этом фоне российские лидеры сильно забеспокоились и стали всесторонне продвигать самообеспечение в производстве оборонной продукции. В то время появился первый в новейшей экономической истории России документ об импортозамещении, запрещающий и ограничивающий импорт – Постановление Правительства РФ «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

С 2014 года США и Европа ввели многочисленные санкции против России. Соединенные Штаты осуществили техническую блокаду против России, Европейский союз присоединился к ним в осуществлении финансовой и международной блокады российского капитала, а Польша, Чехия, Литва и Латвия перекрыли границы и транзитные пути. В ответ на это Россия ввела контрсанкции, запрещающие импорт. Среди них главенствующую роль сыграло ограничение на ввоз сельхозпродукции из США и стран Европы. Больше всего от контрсанкций пострадали молоко и сопутствующие товары из Польши, а также западные фрукты и овощи, птицу и яичные продукты.

Постепенное превращение в активную стратегию

Под жесткими санкциями со стороны США и Европы не только Россия не смогла получить военные технологии и международные финансовые ресурсы с Запада, но также были заблокированы некоторые наиболее чувствительные гражданские технологии и российские стратегические компании на международном рынке. В контексте этого Россия еще больше укрепила содержание и статус политики импортозамещения как стратегии национальной безопасности. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», запущенной 31 декабря 2015 года, требуется следующее: «Осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности; развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение); обновление производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса на новой технологической основе».

Как упоминалось ранее, импортозамещение по существу относится к политике и стратегиям индустриализации развивающихся стран. Но импортозамещение в России — не обычное дело. С одной стороны, Россия пережила в XX веке этап быстрой индустриализации, с другой, — она уделяла больше внимания развитию новейшей наукоемкой индустриализации, чем трансформации традиционных капиталоемких промышленных отраслей. Поэтому при разработке российской политики импортозамещения многочисленные этапы стратегии были связаны со сферой атомной энергетикой и с пищевой, оборонной и фармацевтической промышленностью, имеющие ключевое значение для национальной безопасности, а также с информационной, аэрокосмической, биотехнологической отраслями, имеющие стратегическое значение. Импортозамещение здесь определяется как «новая индустриализация».

Кроме того, российская стратегия импортозамещения представляет собой смешанную стратегию локализации производства и экспортоориентированности. В российских инструментах политики импортозамещения традиционные средства защиты отечественной торговой деятельности, такие как квоты, тарифная защита и система двойного валютного курса, практически не задействованы. Хотя российское правительство оказывает банковскую и финансовую поддержку ключевым отраслям импортозамещения, оно по-прежнему придерживается политики, основанной на рыночной логике. Такая политическая логика главным образом позволяет избежать искажений стимулов поощрения, придерживается принципа одинакового внимания на защиту и конкуренцию и использует механизм восстановления конкурентоспособности, вызванный девальвацией рубля.

Насколько это эффективно

В политике импортозамещения в России в течение определенного периода времени предусмотрена доля отечественных поставок на рынок различной продукции, такой как военная техника, зерно, мясо, яйца, птица и молочные продукты, химическое оборудование, транспортировочные механизмы и фармацевтическая продукция. В целом почти полная автономность и безопасность военно-промышленного комплекса была достигнута после 2018 года, а уровень самообеспеченности зерном и продуктами питания превысил 98%. Также был достигнут значительный прогресс в импортозамещении в таких областях сложного и высокоточного производства, как лекарства и медицинское оборудование, электрооборудование, химическое оборудование, станки и лабораторное оборудование, но до достижения конечной цели, поставленной стратегией, еще далеко.

С 2018 года российское правительство запустило 13 национальных проектов, а новые инвестиции в национальную инфраструктуру, промышленное развитие и научно-технологические инновации, материальное обеспечение населения, окружающую среду, образование и другие отрасли включают в себя закупки отечественной продукции. Поскольку эти инвестиции в основном поступают из государственных финансов и соответствующих фондов развития, более 30% государственных закупок в национальных проектах должны быть обеспечены отечественным оборудованием и товарами, и соответствие этим требованиям может регулироваться даже на уровне юридического принуждения. Однако эти требования зачастую сложно выполнить, или же их с трудом «притягивают за уши» в последние моменты проверок. Основная причина заключается в том, что отечественное оборудование или продукция, заменяющая импортные товары, плохо соответствует эксплуатационным и техническим показателям: либо качество уступает, а цена слишком высокая, либо срок службы короткий, а последующие затраты на техническое обслуживание непомерно высокие.

Подводя итог, переход импортозамещения в России от стихийного процесса к стратегической политике является результатом совокупного воздействия внешнего давления и внутренних структурных противоречий. Во-первых, российское импортозамещение изначально являлось пассивной защитой на уровне национальной безопасности. Во-вторых, в условиях украинского кризиса и экономического кризиса 2015 года локализация производства сама по себе являлась антикризисной политикой. В условиях резкого падения рубля в 2015 году поощрение потребления и инвестиционных закупок отечественной продукции было необходимо для борьбы с кризисом. В-третьих, импортозамещение — это попытка самоспасения России после длительного периода деиндустриализации.

Для такой большой страны, как Россия, промышленная автономия и экономическая независимость являются неотъемлемой частью национальной безопасности. В плане импортозамещения основной упор делается на рост новых производств, основанных на передовых технологиях. В процессе реализации этой политики Россия фактически отказалась от мер торговой защиты, таких как таможенные пошлины и квоты стран Латинской Америки в 1960-е годы, а также от возможных «стимулирующих искажений», таких как система двойного валютного курса и финансовый контроль. Сфера применения импортных ограничений и госзакупок в основном сводится к уровню оборонного комплекса и национальных проектов. Совсем другой разговор, конечно, — это ограничения на ввоз продуктов питания в ответ на санкции, введенные Польшей, Чехией и Литвой.

Сюй Полин (徐坡岭) — заведующий и научный сотрудник Российского отдела экономических исследований Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук