Как известно, многочисленные китайские военные эксперты и осведомленные обозреватели буквально в один голос пытаются опровергнуть подлинность информации источников в оборонном ведомстве Великобритании об обнаружении и идентификации месяцем ранее в акватории Южно-Китайского моря трёх многоцелевых атомных подводных крейсеров проекта 093B/G «Shang» ВМС НОАК операторами-гидроакустиками противолодочных фрегатов проекта 23 HMS «Kent» (F78) и HMS «Richmond» (F239), а также многоцелевой АПЛ класса «Astute», то и дело обличая сотрудников военного ведомства Уайтхолла и британские СМИ в хвастовстве и пафосном восхвалении и завышении тактико-технических параметров бортовых ГАК вышеуказанных надводных боевых кораблей и многоцелевой субмарины, осуществлявших транзит через акваторию Бьендонга в составе походного ордера АУГ во главе с авианосцем HMS «Queen Elizabeth» (R08).

Очередной продуманный ход пиарщиков Уайтхолла или реальная гидроакустическая пикировка в водах Южно-Китайского моря?

И действительно, в данном случае у нас есть все основания полагать, что выдвинутое китайскими экспертными кругами опровержение информации о пеленговании МАПЛ класса «Шань» гидроакустическими средствами британской АУГ вполне имеет право на существование.

Ведь мастерству пиарщиков и паникеров Уайтхолла, то придающих сакральное значение практически каждому дальнему походу боевых кораблей флота Её Величества, то стращающих население Туманного Альбиона выходом наших подлодок пр. 949А на рубежи пуска 2-маховых ПКР 3М45 «Гранит» по Лондону, а порой и вовсе воспевающих наспех выдуманную операцию британских противолодочных сил «по пресечению проникновения ДЭПЛ классов «Палтус» и «Варшавянка» в акваторию Ирландского моря», остаётся только позавидовать.

В ту же очередь, было бы крайне наивно недооценивать, а тем более принижать, тактико-технические параметры внутрикорпусных активно-пассивных гидроакустических комплексов, установленных на многоцелевых атомных субмаринах класса «Astute», а также низкочастотных гидроакустических станций на базе гибких протяженных буксируемых антенн (ГПБА), размещенных на фрегатах класса «Дюк».

В частности, интегрированные в противолодочные боевые информационно-управляющие системы МАПЛ класса «Astute», внутрикорпусные широкоапертурные ГАК Type 2076 (спроектированы военно-промышленным гигантом «Thales») располагают фазированными акустическими решетками на базе массива из 13 000 гидрофонов.

По уровням разрешения, чувствительности и помехозащищённости (способности эффективно селекционировать шумы винтов и акустические портреты корпусов подлодок противника в режиме «подкрадывания» на фоне иных шумов искусственного и естественного происхождения) данные гидроакустические комплексы находятся на уровне таких наиболее передовых ГАК в современной истории подводного кораблестроения, как МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень» (установлены на отечественных сверхмалошумных многоцелевых атомных подводных ракетных крейсерах пр. 885/М «Ясень/-М») и AN/BQQ-10/B, установленных на американских многоцелевых АПЛ классов «Virginia Block II/III».

В нормальных гидрологических условиях ГАК Type 2076 может похвастаться возможностью пеленгования подводных объектов с уровнем акустической шумности (акустической сигнатурой) порядка 80–100 дБ на удалении 200–230 и более километров (в третьей дальней зоне акустической освещенности/конвергенции), в то время как объекты с меньшей акустической сигнатурой порядка 60–65 дБ могут быть запеленгованы в первой дальней зоне акустической освещённости (на удалении 50–70 км).

Наиболее вероятно, что подобный уровень акустической шумности характерен для китайских МАПЛ пр. 093B/G «Shang», не располагающих водомётными движителями с развитыми фенестронами, снижающими акустическую сигнатуру субмарин.

Стало быть, информация об обнаружении подлодки класса «Шань», следующей по курсу транзита британской АУГ в нескольких десятках километров впереди британского ордера, может вполне соответствовать действительности.

Ведь для предотвращения сокращения дистанции между ордером британской АУГ и китайской МАПЛ, экипаж второй должен был поддерживать скорость около 15 узлов, что неминуемо увеличивало акустическую сигнатуру «Шань», вскрывая её местоположение для гидроакустического комплекса Type 2076 подлодки класса «Astute».

Не стоит недооценивать и ГАС Type 2087 на базе гибких протяженных буксируемых антенн, размещенных в кормовой части фрегатов Type 23 «Duke».

Являясь концептуальным и конструктивным аналогом отечественной ГПБА «Виньетка-ЭМ», данная ГАС от концерна «Thales» способна в режиме активной гидролокации (при задействовании низкочастотного излучателя) запеленговать крупную МАПЛ типа «Шань» на удалении 35–70 км с точностью порядка 2 градусов (в зависимости от гидрологической обстановки) даже том случае, если последняя оперирует в режиме «подкрадывания» со скоростью 3–5 узлов.

Тем более хорошо известно, что китайские специалисты имеют гораздо меньший опыт в проектировании специализированных звукопоглощающих покрытий, нежели, к примеру, сотрудники СПМБМ «Малахит», разработавшие многоцелевую атомную субмарину пр. 885 «Ясень», или «General Dynamics Electric Boat»/«BAE Systems», спроектировавшие и осуществляющие регулярную модернизацию МАПЛ класса «Virginia».