32 июня 2011 года в Риме прошел военный парад, посвященный 65-летию провозглашения республики и 150-летию объединения Италии. В ходе этого мероприятия были показаны не только состоящие на вооружении боевые машины, но и несколько прототипов перспективной техники. На параде впервые демонстрировался прототип новой самоходной гаубицы Centauro 155/39 LW Porcupine («Дикобраз»). САУ Porcupine является очередной боевой машиной на базе шасси Centauro, уже используемого в нескольких проектах бронетехники. В ближайшее время, в связи со снятием с вооружения старой техники, основными самоходными артиллерийскими установками итальянской армии станут PzH 2000 немецкой разработки, собранные по лицензии в Италии. САУ Porcupine создается с учетом необходимости дополнения, а затем и замены зарубежной техники и сохранения боевого потенциала артиллерии.

1

Новая разработка консорциума CIO, в который входят компании Iveco Fiat и OTO Melara, выполнена на базе доработанного шасси «колесного танка» B1 Centauro. Шасси с колесной формулой 8х8 имеет противопульное бронирование, аналогичное защите базовой машине Centauro. При создании нового проекта исходный бронекорпус претерпел минимальные изменения, связанные с повышению уровня защиты от мин. САУ Centauro 155/39 LW оснащается дизельным двигателем Iveco MTCA мощностью 520 л.с. Такая силовая установка в сочетании с колесной ходовой частью обеспечивает 25-тонной боевой машине достаточно высокие ходовые характеристики. На шоссе самоходка Porcupine может разгоняться до скорости около 100 км/ч и преодолевать на одной заправке топливом до 800 километров. Нетрудно заметить, что характеристики подвижности новой САУ остались на уровне «колесного танка», послужившего для нее базой.

В задней части бронированного корпуса, как и на исходном B1 Centauro, на САУ Porcupine установлена достаточно крупная башня с орудием. При первом взгляде на перспективную итальянскую САУ взгляд задерживается именно на башне с оригинальной маской орудия. И сама башня, и маска собраны из нескольких прямых металлических листов, что придает им характерный внешний вид с множеством прямых граней. Кроме того, маска орудия имеет гораздо большие размеры, чем аналогичные агрегаты на существующих самоходных артиллерийских установках. Причины применения столь оригинальной маски орудия не назывались.

Конструктивные особенности башни и шасси привели к специфическим возможностям по наведению орудия. Системы внутри башни могут поднимать ствол гаубицы до возвышения 75° от горизонтали и опускать на 5° ниже нее. При этом башня имеет ограниченные углы горизонтальной наводки: из-за особенностей балансировки шасси и машины в целом, а также из-за ряда других моментов конструктивного характера башня поворачивается лишь на 15° вправо и влево от продольной оси самоходки. Это значительно ограничивает боевые возможности машины при работе на переднем крае, но почти никак не влияет на стрельбу с закрытых позиций, для которой в первую очередь она предназначена. То же можно сказать и о времени, необходимом для перевода машины из походного положения в боевое. Первый выстрел возможен через три минуты после прибытия на позицию.

1266389679_dana_full

Основное орудие самоходной артиллерийской установки Porcupine – 155-миллиметровая гаубица FH70 с длиной ствола 39 калибров. Орудие имеет крупный дульный тормоз с большим количеством круглых отверстий. Как утверждается, при использовании активно-реактивных снарядов САУ Centauro 155/39 LW может поражать цели на дистанции до 60 километров.

Пожалуй, наиболее интересной частью проекта Porcupine является внутреннее оснащение орудийной башни. Дело в том, что экипаж САУ состоит всего из двух человек и располагается внутри бронекорпуса. Башня, в свою очередь, выполнена необитаемой. С гаубицей сопряжена полностью автоматическая система заряжания, обеспечивающая скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Высокая скорострельность компенсируется малым боекомплектом. В укладках автомата заряжания находится всего 15 выстрелов, что соответствующим образом сказывается на практической скорострельности. Из-за этого разработчики предлагают использовать САУ Porcupine вместе с транспортно-заряжающей машиной на аналогичном шасси. После израсходования перевозимого боекомплекта самоходка может в течение 8-10 минут получить новые снаряды и еще примерно через минуту снова открыть огонь. Возможность подачи снарядов с грунта, согласно некоторым источникам, не предусмотрена.

2

САУ Centauro 155/39 LW может использовать всю существующую номенклатуру 155-миллиметровых выстрелов НАТО. Кроме того, компания OTO Melara в последние годы создала несколько новых типов снарядов этого калибра, отличающихся друг от друга примененными системами. В линейке имеются неуправляемые и управляемые боеприпасы, в том числе и активно-реактивные. К последним относится заявленная максимальная дальность стрельбы 60 километров.

Самоходная гаубица оснащена цифровой системой управления огнем, позволяющей автоматически проводить все необходимые расчеты. Среди прочего СУО самоходки Porcupine может без участия оператора вести огонь в режиме MRSI (т.н. шквал огня) залпом до четырех выстрелов. В течение примерно 25-30 секунд САУ делает четыре выстрела с разным зарядом и возвышением ствола, в результате чего все снаряды достигают общей цели с минимальным интервалом во времени.

После демонстрации на параде в июне 2011 года прототип САУ Centauro 155/39 LW несколько раз был показан широкой общественности, но ни один из показов не сопровождался раскрытием желаемого количества информации. Так, к примеру, до сих пор не ясно, на какой стадии в настоящее время находится этот проект. Судя по отсутствию поставок серийных боевых машин в итальянскую армию, прототип перспективной самоходки до сих пор проходит испытания и доводку. При этом нельзя исключать и менее позитивные варианты. Ввиду ограниченных углов наведения и малого возимого боекомплекта САУ Porcupine представляет собой неоднозначную в практическом отношении разработку. Специфическое соотношение характеристик и огневых возможностей (при использовании новейших боеприпасов) способно привести к любому завершению– как к началу серийного строительства боевых машин, так и к приостановке или даже полному закрытию проекта.

По материалам сайтов:

http://military-today.com/

http://www.otomelara.it/

http://bmpd.livejournal.com/

http://raigap.livejournal.com/

Рябов Кирилл
Военное обозрение