Самым значительным преобразованием в современной стратегической истории стало превращение Китая из наземной державы в морскую.

Это касается не только реализации амбициозной кораблестроительной программы, но в большей степени стратегии морского доминирования, особенно в зоне политического и экономического доминирования Китая.

А в этом деле без разведки никуда!

Обнаружение, идентификация и отслеживание кораблей в море являются одними из самых фундаментальных задач разведки и наблюдения (РиН), которые должна выполнять любая страна, если она хочет осуществлять контроль над морским районом – цель, которую Китай давно стремился достичь в водах у восточного побережья.

Поэтому неудивительно, что Китай, особенно после начала 2010-х годов, значительно увеличил свои возможности по РиН в этих водах, особенно в Южно-Китайском море.

Сегодня почти ничего не ускользает от внимания Китая в Южно-Китайском море, судя по тому, насколько быстрее китайские морские силы начали реагировать на происходящие там события.

Учитывая достаточно хорошие данные РиН о местоположении, курсе и скорости корабля, теперь можно ожидать, что китайские военно-морские корабли или корабли береговой охраны, патрулирующие район, без особых проблем перехватят его.
Эта способность уже помогла Пекину лучше отстаивать свой суверенитет над водами в пределах его самопровозглашенной «линии из девяти пунктов».

Но Пекин на этом не остановился. Он продолжает активно инвестировать в более точные и своевременные активы сбора информации в этом районе, что заставляет задуматься, действительно ли Китай намерен разработать сеть РиН, способную обеспечить атаку вражеских кораблей далеко в море, т.е . способную и к выдачи целеуказания ракетному оружию.
Почему важно Южно-Китайское море?

По некоторым оценкам, половина мировой морской торговли проходит через Южно-Китайское море.

Основные маршруты транспортировки сырой нефти через Южно-Китайское море в миллионах баррелей в день
Это жизненно важный путь для Японии, импортируещей около 80 процентов своей нефти с Ближнего Востока, которая проходит через воды на танкерах. Помимо этого, речь идет о потенциально богатых подводных полезных ископаемых и рыболовстве.

Линия из девяти штрихов

Обширные претензии Китая в Южно-Китайском море (которые составляют основу для продолжающегося территориального конфликта между Китаем и его соседями) основаны на китайской линии девяти штрихов.

Что такое линия с девятью штрихами?

Это серия «пурпурных черточек», которые спускаются по петле из Китая, огибают Филиппины и доходят почти до Индонезии, а затем возвращаются назад через Малайзию и Вьетнам в Китай.

Они создают впечатление, что Китай претендует на все Южно-Китайское море, а не только на сушу.

Пекин использует эти линии, чтобы обозначить претензии на суверенитет над примерно 90 % оспариваемых вод в Южно-Китайском море. Эта территория простирается на 1243 мили от материковой части Китая.

Китай создал множество военных объектов в Южно-Китайском море, прежде всего, на островах Спратли и Парасель.

Военные объекты Китая внутри «зоны девяти штрихов»

Китайские разведывательные активы

Средства РиН, которые Китай собрал в Южно-Китайском море, охватывают широкий спектр технологий. У каждого есть определенные преимущества и недостатки. Если они должным образом объединены в прочную сеть, они предлагают китайским командирам все более точную и постоянную картину морской активности в этом районе.

Высокочастотная радиопеленгация

Из всех технологий РиН, используемых в Китае, радиопеленгование, вероятно, используется дольше всех.

Перехватывая электронные излучения с корабля, пеленгаторная станция может оценить линию пеленга на него. Имея пеленг, по крайней мере, от двух соответственно разнесенных пеленгаторных станций, можно оценить местоположение судна с разумной точностью. Чем больше пеленгаторных пунктов и чем они ближе к намеченной цели, тем точнее будут их оценки.

Вот почему спутниковые снимки 2018 года, показывающие новую площадку РР и РТР на оккупированном китайцами рифе Мисчиф на архипелаге Спратли, были примечательны.

Это существенно улучшило и пеленгаторную сеть Китая в этом регионе.

Тем не менее точность пеленгования имеет свои пределы, учитывая зависимость технологии от атмосферных условий, которые имеют тенденцию меняться.

Сильно неспокойная погода в Южно-Китайском море летом и осенью усложняет задачу сбора информации. Более того, большое количество электронных излучений от сотовых телефонных сетей, коммерческих наземных передатчиков, а также гражданских самолетов и кораблей в районе Южно-Китайского моря еще больше затруднит выделение и идентификацию излучений от конкретного объекта для пеленгаторов.

Спутники

Учитывая ограничения технологии РР и РТР, Китай по понятным причинам стремился усилить свою морскую систему РиН с помощью спутников.

Китай в значительной степени полагается на космическую сферу, владея группировками систем космической электронной разведки (ELINT) и коммуникационной разведки (COMINT), а также спутников фоторазведки, визуализации и связи.

Для наблюдения за морской территорией, такой как Южно-Китайское море, наблюдение включает в себя две отдельные задачи:

обнаружение и идентификацию всех судов на обширной территории, а затем слежение за конкретными судами в течение долгого времени после того, как они были идентифицированы как объекты интереса.
Даже помимо различий в бортовой аппаратуре, орбиты спутников имеют большое влияние на их эффективность. Геостационарные спутники предназначены для «зависания» над землей и, таким образом, полезны для непрерывного мониторинга определенной области.

С другой стороны, они могут делать это только на очень больших высотах стационарной орбиты в 36 000 км, что снижает точность собираемых данных.

Напротив, спутники, вращающиеся вокруг Земли на относительно малых высотах, могут собирать гораздо более точные данные. Но они проводят над определенной территорией лишь короткое время, оставляя большие пробелы в своей миссии.

Чтобы получить постоянное покрытие, необходимое для целеуказания на морские цели, Китаю требуется группировка из нескольких спутников и наличие эффективной системы управления спутниками на низкой околоземной орбите.

Китайская морская космическая разведка заслуживает того, чтобы ей посвятить отдельную статью. Поэтому пока кратко.

Китайское национальное космическое управление запустило очередное трио спутников на орбиту 12 марта 2021 года, добавив их к своей сети спутников-шпионов. Две предыдущие группы, запущенные в апреле 2018 года и январе 2021 года, были выведены на орбиты высотой около 1100 на 1050 километров с наклоном 63,4 градуса.

Первый триплет Yaogan-30 был запущен в космос 29 сентября 2017 года. Добавление последовательных триплетов к одной и той же орбитальной плоскости увеличивает частоту повторных посещений районов разведки.

В конечном итоге будет создана группировка из 18 спутников. Это позволит спутникам проходить над областью 19 раз в день в режиме вертикальной визуализации или 54 раза в день в режиме SIGINT.
Китайские СМИ заявляют, что спутники будут использоваться для «исследований электромагнитной обстановки и других испытаний соответствующих технологий».

Считается, что спутники Yaogan оснащены различными оптическими средствами, радарами с синтезированной апертурой и средствами электронной разведки.

Для перспективной серии спутников по проекту Project Guinean (что означает «наблюдение за большими волнами») разрабатываются методы и аппаратура для обнаружения погруженных подводных лодок и прочих объектов до глубины пока 500 метров.

Наземные радары

Китай также имеет в своем распоряжении большое количество наземных радаров.

Радар является основным всепогодным средством наблюдения на обширной территории. Китай имеет одну из крупнейших в мире радиолокационных сетей.

Китай даже построил массивные радиолокационные станции загоризонтного обратного рассеяния, которые используют ионосферу и поверхность моря для обнаружения самолетов и кораблей на расстоянии тысяч километров (в 2004 году Китай купил в России свой первый подобный радар.)

Такие радары могут быть полезны для обнаружения и идентификации целей на большом расстоянии. Из-за использования длинных волн их точность ограничена, так как характеристики датчиков страдают от неблагоприятных эффектов распространения. Кроме того, они подвержены капризам из-за изменчивости ионосферы и состоянии моря.

Воздушные и наземные радары в Южно-Китайском море
Прибрежные радары гораздо более полезны для надежного отслеживания и наведения на цель судов в море, но большинству из них сложно надежно наблюдать цели за пределами 200–250 км от берега. Поэтому неудивительно, что Китай объявил о планах дальнейшего расширения своей сети прибрежных радаров и делает это начиная с 2014 года.

Среди первых объектов, построенных Китаем на своих искусственных островах в архипелаге Спратли, были именно радары.

Зона покрытия «островных» радаров
Радары, несомненно, дают Китаю более постоянную и точную информацию о ситуации в Южно-Китайском море. Несмотря на это, воды региона обширны, и между наземными радиолокационными станциями Китая остаются большие пробелы в зоне покрытия.

Эту проблему решают радары морского базирования.

Радары морского базирования

Один из способов закрыть эти пробелы в зоне покрытия – это построить на море радары. И это то, что Китай начал делать в 2016 году.

Китай начал строительство своей «Информационной сети голубого океана» – комплекса радаров, построенных на беспилотных полупогружных платформах вокруг Южно-Китайского моря.

Многие из них находятся в водах Китая, но некоторые «плавают» в международных водах.
Каждая платформа предназначена для размещения в более глубоких водах или для швартовки на мелководье, каждая платформа находится на высоте от 10 до 20 метров над водой и имеет площадь поверхности от 250 до 300 квадратных метров.

По состоянию на 2020 год пять таких платформ были построены вокруг острова Хайнань и одна – возле Парасельских островов.

Информационная сеть «Голубой океан»

Информационная сеть «Голубой океан» разрабатывается правительством Китая «для помощи в исследовании, эксплуатации и контроле морской среды с использованием информационных технологий».

По данным китайского журнала Electronic Science & Technology, Китай планирует расширить «Информационную сеть «Голубой океан» и начать полное строительство морской сети к 2025 году.

Сеть предназначена для «удовлетворения насущных потребностей военных и гражданских властей в получение информации в юрисдикционных морских районах Китая ».
Естественно, это может вызвать обеспокоенность у соседей Китая, учитывая легкость, с которой китайские военные могут получить доступ к данным с радаров сети.

В зависимости от выходной мощности радары могут использоваться не только для обнаружения, идентификации и сопровождения, но и для наведения на корабли в море. Подтверждая это, веб-сайт китайских военных China Military Online еще в 2019 году охарактеризовал платформы как «новую систему для защиты островов и рифов в Южно-Китайском море».

Китай заявляет, что система наблюдения предназначена для наблюдения за погодой, мониторинга окружающей среды и раннего предупреждения о цунами, помимо навигационной службы, она также поможет защитить строительство искусственных островов в спорных районах.
Кроме того, её можно использовать для мониторинга военно-морских перемещений других стран, включая США.

Плавающая система наблюдения построена государственной корпорацией China Electronics Technology Group Corporation – (CETC), которая производит высокотехнологичную оборонную продукцию, включая датчики и коммуникационные платформы.

В то время как меньшие плавучие платформы в большом количестве находятся в водах региона, более крупная интегрированная станция была установлена на одном из островов. Интегрированная система поможет Китаю в морских исследованиях, а также в строительстве и защите рифов.

Нереалистично предположить, что данные их датчиков не могут быть доступны для PLAN в военных целях.

И они могут быть частью гораздо более крупной сенсорной сети, большая часть которой «невидима под волнами».

Это усиливает стратегическое преимущество Китая над другими странами в регионе и может использоваться для отслеживания перемещений ВМС США.

Возможности электронных станций

В начале 2016 года, примерно во время развертывания своей «прототипной платформы», CETC начала подавать заявки на несколько китайских патентов, связанных с «плавающей информационной системой мониторинга», и, по крайней мере, один патент США на «плавающую систему наблюдения».

Патентные заявки CETC подробно описывают плавающие платформы и многие их подсистемы. 112-футовые плавучие платформы состоят из верхней и нижней палубы. При развертывании половина закрепленной платформы погружается для стабильности.

Питание обеспечивается солнечными батареями, расположенными сверху верхней палубы. Газовый генератор может при необходимости обеспечивать резервное питание. В соответствии с описанием системы, энергия ветра также предлагается в качестве вариантов чистой энергии.
Как плавающая, так и стационарная платформы предназначены для размещения ряда различных датчиков и служат связующим звеном для информации, которую они собирают.

Патенты на плавучие платформы содержат только общие ссылки на интеграцию «приборов наблюдения», которые могут собирать данные об окружающей среде, такие как потоки, давление воздуха, температура и соленость.

Конкретно не упоминаются системы подводного мониторинга, такие как гидролокаторы или гидрофоны, которые могут поддерживаться плавающими платформами, но есть примечание, что «другие виды наблюдательных устройств и вспомогательных устройств, подходящих для наблюдения за акваторией, могут быть дополнительно установлены».
Заявки на патент указывают на то, что большая часть коммуникационных функций плавучей платформы и некоторые из ее чувствительных возможностей размещены в обтекателе на ее верхней палубе.

Системы зондирования включают в себя антенну автоматической зависимой широковещательной передачи (ADS-B) и антенну автоматической системы идентификации (AIS), а также небольшой радар воздушного и наземного поиска.

Фиксированные платформы, похоже, обладают некоторыми возможностями, которых нет у их плавающих аналогов. Одним заметным дополнением является наличие тропосферных антенн, видимых на северной стороне платформы на фотографиях и спутниковых снимках.

Стационарная платформа на Бомбейском рифе, 28 апреля 2020 г.
Системы Troposcatter обеспечивают связь за горизонтом, рассеивая микроволновые сигналы от молекул воды и пыли в атмосфере.

Тропосферная связь может превышать 200 морских миль. Антенны на Бомбейском рифе, похоже, направлены на китайские объекты на острове Вуди, в 46 морских милях от него.

Каналы связи Troposcatter исключительно трудно обнаружить, заблокировать или перехватить по сравнению со спутниковой связью или другими видами радиосвязи.

Демонстрационная система информационной сети «Голубой океан»

В сообщениях CETC описываются плавающие и стационарные интегрированные информационные платформы как часть информационной сети «Голубой океан», которая может включать в себя другие компоненты, такие как океанские буи, стационарные и перемещаемые подводные датчики, в том числе гидролокаторы и гидрофоны, беспилотные летательные аппараты (БЛА), беспилотные подводные аппараты (UUVs) и беспилотные надводные транспортные средства (USVs).
Развернутые до сих пор платформы, по-видимому, являются частью «демонстрационной системы», предназначенной для проверки концепции сети.
С помощью этих платформ Китай значительно увеличил радиус действия радаров Южно-Китайского моря.

Теперь у них есть непрерывная цепочка между Хайнанем и его базами на островах Парасель и Спратли. На многих из этих островов уже есть радиолокационные станции. А у одного незанятого атолла, Бомбейского рифа, теперь есть одна из платформ на береговой линии.

США оспаривают обширные территориальные претензии Китая в регионе, обвиняя его в милитаризации Южно-Китайского моря и попытках запугать соседние страны, включая Малайзию, Филиппины и Вьетнам, которые также претендуют на этот богатый ресурсами район.

В очередной раз в феврале 2021 года ударные группы двух американских авианосцев провели совместные учения в Южно-Китайском море.

Это произошло через несколько дней после того, как американский военный корабль прошел вблизи подконтрольных Китаю островов в спорных водах, ставших еще одним очагом напряженности в американо-китайских отношениях.

Ударные группы авианосцев «Теодор Рузвельт» и «Нимиц» провели «множество учений, направленных на повышение оперативной совместимости сил и средств, а также расширения возможностей в области командования и управления», говорится в заявлении ВМС США в связи с первой операцией двух авианосцев на этом оживленном водном пути с июля 2020 года.
За несколько дней до этих учений Китай осудил проход американского эсминца «Джон Маккейн» вблизи контролируемых Китаем Парасельских островов. США назвали эту миссию, первую такого рода после вступления в должность президента Джо Байдена, операцией по обеспечению свободы навигации.

Характеристики

Государственная корпорация CETC разработала, по крайней мере, два типа «Ocean E-Stations», которые предназначены для расширения сетей сбора информации и связи, созданных на островах и заставах Китая в Южно-Китайском море.

CETC продвигает информационные платформы в социальных сетях с прошлого года. «Информационная система острова-риф» почти наверняка платформа, изображенная на Бомбейском рифе, представляет собой беспилотную стационарную платформу, предназначенную для установки на необитаемом рифе на глубине до 32 футов (10 метров).

«Информационная система заякоренной плавучей платформы» – это океаническая электронная станция с практически идентичными возможностями, которая может быть развернута на глубине от 200 до 13 000 футов (от 60 до 4000 метров).

Стационарная платформа Бомбейского рифа, по-видимому, является первой китайской океанской электронной станцией, идентифицированной западными СМИ, работающей в Южно-Китайском море. Однако, по сообщениям представителей CETC и Управления морской безопасности Китая (MSA), в Южно-Китайском море уже развернуто пять плавучих платформ .

В рекламных брошюрах, предоставленных CETC, указано, что целью платформ Ocean E-Station является проведение электронного наблюдения, обеспечение морской связи, помощь в поисково-спасательных операциях и мониторинг окружающей среды океана.

Платформы также могут действовать как информационные узлы для обеспечения питания и связи для множества бортовых или внешних систем, включая, например, подводную систему мониторинга окружающей среды, гидроакустическую решетку или другую подводную систему.
Размеры фиксированной платформы составляют 85 футов в длину, 56 футов в ширину и 32 фута в высоту (26 метров в длину, 17 метров в ширину и 10 метров в высоту).

Цилиндрическая плавучая платформа составляет 60 футов в диаметре и 112 футов в высоту (18 метров в диаметре и 34 метра в высоту). Половина плавучей платформы погружена в воду для обеспечения устойчивости.

Панели солнечных батарей и ветряные турбины платформы вырабатывают электроэнергию и, используя аккумуляторную батарею, обеспечивают стабильные 4 киловатта (кВт) электроэнергии (до 10 кВт пиковой мощности) при различных напряжениях постоянного и переменного тока для питания бортовых и внешних систем.

В большом обтекателе находится спутниковая антенна, радар и другие антенны. Антенны, датчики и камеры также занимают периметр платформы. По оценкам CETC, срок службы систем составляет 20 лет при плановом техническом обслуживании.

Коммуникационные возможности для обеих платформ включают спутниковую связь (более 2 мегабит в секунду (Мбит/с). Платформы также могут ретранслировать вызовы из сотовой службы 4G LTE и предоставлять ссылку на службу обмена текстовыми сообщениями, доступную через спутниковую навигационную систему Китая Beidou.

Стационарные платформы также обеспечивают связь с использованием тропосферного рассеяния (более 8 Мбит/с), если они расположены в пределах 200 миль от другой станции тропосферного рассеяния.

Системы наблюдения включают радар воздушного и наземного поиска, а также комплект электронного контроля сигналов. В брошюрах CETC указано, что система может обнаруживать частоты от 1 гигагерца (ГГц) до 18 ГГц и пеленговать на частотах от 30 мегагерц (МГц) до 3 ГГц.

По информации дочерней компании CETC, которая производит электронные компоненты для платформ, система наблюдения CETC также может обнаруживать распределенные сигналы со скачкообразной перестройкой частоты, в частности, канал передачи данных JTIDS (Link-16) США.

Платформы могут контролировать систему автоматической идентификации (AIS) и трансляцию автоматического зависимого наблюдения (ADS-B), передаваемую с судов и самолетов соответственно. Камеры, охватывающие как видимый, так и инфракрасный спектр, обеспечивают фотоэлектрическое наблюдение за горизонтом. Несколько датчиков также расположены над и под водой для гидрологического и метеорологического мониторинга.

Эти два типа Ocean E-Station являются частью более крупной программы CETC и усилий правительства Китая по «информатизации» морской среды («информатизация» – неудобный термин на английском языке, но суть его значения на китайском языке заключается в «преобразовании с помощью информации»).

Платформы Ocean E-Station и обеспечиваемые ими средства связи и наблюдения имеют как гражданское, так и военное применение.

Согласно пресс-релизу CETC от 2017 года, информационная сеть Blue Ocean является частью инвестиций в размере 300 миллионов долларов, направленных на создание «базы морской информационной индустрии гражданской и военной интеграции».

В усилиях «по информированию океанов» подразумевается вера в то, что усиление наблюдения и связи снизит риск для морских интересов Китая и потенциально позволит лучше контролировать морскую среду.

Хотя развертывание Ocean E-Stations и усилия Китая по информированию морской среды, похоже, начались в Южно-Китайском море, эти информационные узлы вполне могут распространиться на другие китайские моря или даже на судоходные маршруты в Тихом или Индийском океанах.

Правовой статус этих беспилотных систем не совсем ясен, особенно в спорных водах Южно-Китайского моря.

Китайская система наблюдения в Южно-Китайском море

Радиолокаторы воздушного базирования

Еще в начале 2010-х годов воздушная разведка Китая над Южно-Китайским морем все еще находилась в зачаточном состоянии и в основном состояла из китайских бомбардировщиков H-6.

Однако к середине 2010-х годов Китай заменил бомбардировщик H-6 на KJ-200, первый китайский самолет ДРЛО, построенный полностью внутри страны.

Совсем недавно Китай начал замену KJ-200 на KJ-500, свой новейший самолет AEW, который оснащен улучшенной РЛС с фазированной решеткой, способной одновременно отслеживать 60–100 воздушных целей на расстоянии до 470 км.

В 2017 году на военно-морской авиабазе Линшоу на острове Хайнань появился первый самолет KJ-500 AEW.

В мае 2020 года Китай даже отправил KJ-500 на контролируемый Китаем риф Файери-Кросс на архипелаге Спратли. А затем, в декабре 2020 года, спутниковые снимки зафиксировали пять самолетов KJ-500 на полосе Линшоу.

Самолет ДРЛО с KJ-500 («Кунцзин-500»/Kongjing-500, в переводе «воздушная тревога») на базе транспортника Shaanxi Y-9.
Учитывая, что в настоящее время Китай имеет только 15 KJ-500 во всем своем арсенале (а его военно-морские военно-воздушные силы имеют только семь из них), присутствие пяти KJ-500 на одной военно-морской авиабазе заслуживает внимания.

Если все они будут там постоянно дислоцироваться, то Китай сможет постоянно поддерживать хотя бы один KJ-500 над Южно-Китайским морем.

Помимо своих пилотируемых платформ, Китай развернул ряд беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с функцией РиН.

Конечно, полезная нагрузка таких БПЛА намного меньше, чем у самолетов ДРЛО, а это означает, что их радары, вероятно, будут менее мощными и, следовательно, будут иметь меньшую дальность обнаружения.

Тем не менее они способны долго вести «постоянное наблюдение». Если их направить в нужное место и в нужное время, они могут заполнить пробелы в ДРЛО или спутниковом покрытии Южно-Китайского моря.

Планы

Китай значительно улучшил свои возможности морской разведки в Южно-Китайском море не только с точки зрения количества и разнообразия своих активов по сбору, но и с точки зрения их качества.

Высокая концентрация в Китае активов для сбора разведывательных данных четко отражает важность, которую Пекин придает этому району. Это также демонстрирует масштабы средств, которые Пекин готов выделить для мониторинга водных ресурсов, на которые он претендует.

Несомненно, растущие возможности Китая по морской разведке позволили ему лучше отстаивать свой суверенитет над большей частью Южно-Китайского моря, не говоря уже о том, чтобы следить за деятельностью своих соседей в Юго-Восточной Азии.

Тот факт, что Китай продолжает развертывать новые и все более дорогостоящие средства сбора данных РиН, такие как радары на полупогружных платформах в море, предполагает, что здесь могут быть другие причины.

Одной из них может быть желание создать хорошо защищенный район, в котором новые китайские атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа 094 (или класса Jin), базирующиеся в бухте Ялонг на северной окраине Южно-Китайского моря, могли бы действовать безопасно.

(Так же, как Советский Союз сделал для своих морских ядерных сил в Баренцевом и Охотском морях во время холодной войны.)
Если это так, Китай будет стремиться защитить такой военно-морской бастион своим самым современным оружием, включая противокорабельные баллистические ракеты.

А для того, чтобы они были эффективными, им потребуются точные данные отслеживания и таргетинга, которые может предоставить надежная сеть РиН.

Последствия

Плавающие и стационарные платформы и другие компоненты Китайской информационной сети «Голубой океан» вызывают обеспокоенность в Южно-Китайском море и за его пределами. В то время как CETC в значительной степени превратил сеть в систему мониторинга окружающей среды и связи, платформы и другие системы явно имеют военную полезность.

Экологические данные, особенно подробные, постоянные гидрографические данные, позволят военно-морским силам лучше понять, как активные и пассивные гидролокаторы будут работать в подводной среде.

Возможность быстрого перемещения платформ и датчиков во время кризиса может предоставить китайским властям информационные преимущества в условиях кризиса.

Это может включать в себя постоянный мониторинг оспариваемых вод или спорных островов.

Очевидное военное применение может заключаться в использовании платформ и развертываемых подводных систем для устранения пробелов в радиолокационном, подводном или коммуникационном охвате районов.
Плавающие платформы также предлагают уникальные возможности для реагирования на кризис.

Например, после стихийного бедствия они могут быть установлены вдоль береговой линии для обеспечения воздушного и наземного радиолокационного покрытия, а также сотовой связи для пострадавших.

Потенциальное развертывание Э-станций и других компонентов Информационной сети «Голубой океан» в отдаленном регионе поднимает вопросы безопасности, политики и права, особенно в спорных районах.
Как отреагируют другие государства, если Китай разместит стационарную платформу на необитаемом рифе за пределами Парацельса или в других спорных районах якобы для экологических исследований?

Кроме того, прибрежные государства по закону имеют право регулировать морские научные исследования в своих исключительных экономических зонах и отказывать в разрешении ставить платформы на свои континентальные шельфы.

Это означает, что развертывание в оспариваемых водах южного и восточно-китайского морей обязательно вызовет протесты и потенциальную конфронтацию в море.
Представители CETC написали о расширении Информационной сети «Голубой океан» далеко за рамки нынешней демонстрационной системы и даже за пределами китайских вод.

Например, в специальном выпуске китайского журнала Electronic Science & Technology за июнь 2019 года официальные лица CETC представили три цели для будущей информационной сети «Голубой океан»:

2025 г. – Завершить строительство информационной сети «Голубой океан» в «ключевых морских районах [китайской] юрисдикции» и начать строительство морской сети «Пояс и дорога». Это позволит «удовлетворить насущные потребности военных и гражданских властей в получении информации в юрисдикциях морских районов Китая».

2035 г. – Построить морскую сеть «Пояс и Дорога», чтобы полностью поддержать строительство Приморского Шелкового Пути в Китае.

2050 г. – Расширить строительство до «океанической полярной информационной сети» и возглавить развитие «глобальной океанической информационной индустрии».

Еще неизвестно, сколько амбиций CETC может быть реализовано. По состоянию на июнь, спутниковые снимки не показывают никаких дополнительных плавучих или стационарных платформ, строящихся на месте его изготовления на Хайнане.

За этим стоить наблюдать.

Демонстрационная система «Голубая океанская информационная сеть» в Южно-Китайском море является наиболее заметным и амбициозным проектом такого рода, использующим информационные технологии для достижения цели Китая стать великой морской державой.

К этой цели Китай уже очень близок.

Вопрос в том, как он распорядится этим статусом и своими возможностями.