России есть что противопоставить ВВС США в Арктике

Планы ВВС США по переброске истребителей пятого поколения и стратегических бомбардировщиков на Аляску указывают на то, что американцы не оставляют попыток завоевать господство в воздухе Арктического региона. Но действия Пентагона на Аляске поражают. Именно там группировка истребителей пятого поколения станет в 2021 году самым крупным соединением ВВС США. Сюда перебросят 150 F-35 Lightning. Такого количества новейших летательных аппаратов нет ни на одной военной базе США ни в одной точке мира.

Российская Арктика никому не по зубам

Многоцелевой истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II – семейство малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков. F-35 имеет максимальную скорость 1930 километров в час, снаряженная масса истребителя – 24,35 тонны. Дальность – 2200 километров. Продолжительность полета – 2 часа 30 минут. Практический потолок – 18 200 метров.

Цель передислокации самолетов никто не скрывает – еще весной 2020 года один из аэродромов на Аляске пополнился 50 истребителями пятого поколения. Для обслуживания летной техники в суровых погодных условиях на базе расквартировали более полутора тысяч военнослужащих.

Ответ России на усиление авиационной группировки США в Арктике выразился не только в переброске в Анадырь истребителей МиГ-31БМ морской авиации Тихоокеанского флота, но и завершением второго этапа испытаний истребителей пятого поколения Су-57 – серийных самолетов с двигателями «Изделие 30».

Напомним, первый полет опытных прототипов Т-50 и самолетов предсерийного выпуска для заводских и войсковых испытаний состоялся десять лет назад. Затем были испытаны первые серийные самолеты Су-57 для ВВС России с двигателями первого этапа «Изделие 117А». После завершения второго этапа испытаний серийных истребителей был заключен контракт на партию из 76 Су-57, из которых будет сформировано три авиаполка.

Учитывая, что по своим боевым характеристикам многоцелевой ударный Су-57 значительно превосходит F-35, господство в воздухе в небе над Арктикой ВВС США не светит. Особенно если учесть, что летчики и техники американских самолетов только начали осваивать работу в условиях вечной мерзлоты.

Русские могут летать и без фонаря

Наши асы могут управлять Cу-57 даже без фонаря кабины, защищающего экипаж от встречного потока воздуха, погодных условий и шума. Когда видео с подобными финтами, сдобренными фигурами высшего пилотажа, появилось в Интернете, в американском сегменте военно-технических СМИ сразу сделали вывод – выступление российского летчика демонстрирует, что потеря купола при чрезвычайной ситуации никак не повлияет на управление этим самолетом.

О том же говорят его летные характеристики. Максимальная скорость Су-57 – 2,45 Маха. Практическая дальность полета на дозвуковой крейсерской скорости – 4300 километров, на сверхзвуковой бесфорсажной – 2000 километров. Практический потолок – 20 тысяч метров. Продолжительность полета – до 5,8 часа. Взлетная масса – 26,5 тонны.

“ Ответ России на усиление авиационной группировки США в Арктике выразился не только в переброске в Анадырь истребителей МиГ-31БМ морской авиации ТОФ, но и завершением второго этапа испытаний истребителей пятого поколения Су-57 ”

Для осуществления взлета и посадки Су-57 нуждается в пробеге в два раза меньшем, чем у предшественника – Су-35, что делает возможным его использование на аэродромах с укороченной взлетной полосой. А это в условиях Арктики, где приступили к разработке «быстрых аэродромов» с помощью специальных реагентов, особенно актуально.

Российский истребитель обладает искусственным интеллектом, допускающим управление и без участия летчика. Самолет может вести диспетчер при большом удалении от базы. Кроме того, Су-57 способен работать в паре с боевым дроном «Охотник».

На эту боевую машину, призванную обеспечить абсолютное преимущество в воздушном пространстве, не случайно обратили внимание зарубежные заказчики. В частности, по информации Military Watch и Algerie Eco, российская ОАК подписала договор финансовым объемом два миллиарда долларов на поставку 14 Су-57 Алжиру.

В индийском журнале EurAsian Times указывается и на возможность возобновления переговоров с Россией на поставку Су-57, так как собственная индийская программа строительства истребителя пятого поколения – Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA) явно забуксовала на земле. Весьма конкурентная цена Су-57, который почти в три раза дешевле F-35, – ощутимый аргумент для потенциальных покупателей. При этом продажа такой техники исключает передачу уникального российского ноу-хау и права на производство.

Сердце истребителя

Новая силовая установка – так называемое сердце Су-57, именуемое как «Изделие 30», наконец готово к производству. Двигатель существует в металле и успешно испытан. Изделие интенсивно дорабатывалось в ходе испытаний не только на стендах, но и на крыле. Уже изготовлено более 20 единиц.

Новый авиамотор – это двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. Он способен выдавать тягу в 10 раз больше собственного веса самолета. Расход топлива при этом остается на уровне одного из самых экономичных современных авиадвигателей АЛ-31Ф, а именно 670 граммов на килограмм-силы в час в крейсерском режиме. Форсажная тяга – до 19,5 тонны, что превышает аналогичный показатель у F-35 (19 тонн).

Плазменное зажигание установлено прямо на форсунках, что позволяет топливу сгорать сразу при поступлении в камеру: исключается факеление, а значит, снижается заметность самолета. Изменение степени двухконтурности, делающее самолет практически невидимым в инфракрасной и радиолокационной системах наблюдения, достигнуто благодаря новой архитектуре воздухозаборника и сопла.

Су-57 даже способен нести как новейшую гиперзвуковую ракету «Кинжал», так и разработанный для него целый арсенал ракет, делающих истребитель универсальным средством достижения господства не только в воздухе, но и над контролируемой земной поверхностью.

Гром в небе гарантирован

К примеру, речь может идти о разработанных корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» и принятых на вооружение в 2012 году высокоточных авиационных ракетах класса «воздух-поверхность» Х-38. Они предназначены для уничтожения широкого круга целей от бронетехники, надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении до укрепленных или легкоуязвимых, одиночных и групповых целей.

В зависимости от условий на театре военных действий для поражения многочисленных целей ракета может оснащаться не только различными головками самонаведения, но и разными боевыми частями.

В 2015 году корпорацией ТРВ на базе ракеты Х-38 были разработаны «ракетобомбы» «Гром-1» и «Гром-2». «Гром-1» является управляемой ракетой с мощной боевой частью массой до 520 килограммов, а «Гром-2» – планирующая бомба. На месте двигателя у нее располагается дополнительная боевая часть весом 165 килограммов.

Авиационные управляемые ракеты «Гром» имеют и экспортные варианты: «Гром-Э1» и «Гром-Э2» с максимальной дальностью соответственно 50 и 120 километров и углом пеленга ±180 градусов, предназначенные для поражения целей с известными координатами. Система наведения – инерциальная и спутниковая.

Все перечисленное еще раз говорит о том, что господства в Арктике мы не отдадим ни на земле, ни на море, ни в воздухе.

Владимир Ераносян

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 18 (881) за 18 мая 2021 года