1342383023_images837990_05От обоснованных возражений России, выступающей против развертывания глобальной системы ПРО Соединенных Штатов и НАТО в непосредственной близости от своих рубежей, Запад попросту отмахивается. Последнее тому подтверждение – позиция заместителя генерального секретаря НАТО Александра Вершбоу, который в своем недавнем выступлении не предложил никаких вариантов решения проблемы ПРО в российско-американских и российско-натовских отношениях.

Более того, его пространный доклад «Будущая противоракетная оборона: перспектива НАТО» содержал недвусмысленный вывод: «С перспективной точки зрения НАТО, противоракетная оборона будет отчетливо приобретать растущее значение для альянса в последующие годы». Это категорическое заявление человека, занимающего столь высокий пост в военно-политическом руководстве Североатлантического союза, не оставляет никаких сомнений: и США, и НАТО в целом продолжат размещать в Старом Свете и другие, традиционные виды оружия «передового базирования» – ядерные и обычные. Поэтому Москва должна дать на это жесткий ответ. Просто вынуждена.

Схема развертывания противоракетных средств повышенной дальности, способных решать стратегические задачи, в виде «Европейского поэтапного адаптивного подхода», была обнародована Бараком Обамой в сентябре 2009 года. Теперь, судя по недавним заявлениям высокопоставленных представителей государственного департамента и министерства обороны, она будет реализовываться явочным порядком не только до 2022 года, как говорились в прошлом году, но и даже после 2030 года. Вашингтон не намерен ограничивать себя в развертывании ударно-боевых и информационно-управляющих средств «противоракетного щита», в том числе — у рубежей России. О чем, собственно, не раз заявлял верховный главнокомандующий вооруженными силами США, президент Барак Обама.

Морская составляющая глобальной противоракетной инфраструктуры Соединенных Штатов уже появилась в Мировом океане: к началу 2014 года она насчитывает 29 крейсеров и эсминцев с боевой информационно-управляющей системой «Иджис».

При этом в Вашингтоне не отказываются от увеличения количества ракет-перехватчиков не только на континентальной части США, но и на европейском и азиатском континентах, на Ближнем и Среднем Востоке, а также в зоне Персидского залива…

Дружно взявшись за лопаты, 28 октября прошлого года министр обороны Румынии и заместитель министра обороны Соединенных Штатов заложили первый камень в фундамент крупнейшей новой американской военной структуры на румынской земле – операционной противоракетной базы в Девеселу, которая будет готова уже к 2015 году. Полна решимости реализовать аналогичное соглашение с Вашингтоном и Варшава, которая собирается соорудить мощный оперативный комплекс ПРО возле Редзиково на севере страны к 2018 году. Военно-политическая и военно-техническая автономность которого полностью выводит его из-под контроля польского руководства.

Намеченные к размещению на двух обозначенных базах 48 ракет-перехватчиков — по 24 единицы на территории каждой страны — будут способны перехватывать не только ракеты «промежуточной дальности», к которым Пентагон относит баллистические и крылатые ракеты с дальностью полета от 3 до 5,5 тысяч километров, но и межконтинентальной дальности, летящие дальше 5,5 тысяч километров, то есть МБР Российской Федерации. У Ирана и у Северной Кореи, «агрессивными планами» которых Вашингтон оправдывает размещение своих ракет-перехватчиков, нет средств со столь значительной дальностью полета. И неизвестно, когда будут — если будут вообще.

В связи с предстоящим развертыванием в Европе американских противоракетных систем стратегического назначения возникает несколько обоснованных и логичных вопросов.

Укрепит ли оборону Румынии и Польши американский «противоракетный щит»? Усилит ли он обороноспособность самих Соединенных Штатов? Ответ: нет, не укрепит и не усилит. Поскольку он будет уничтожен в случае обострения военно-политической обстановки – так же, как и американские тактические ядерные вооружения, дислоцированные на европейском континенте на территории Бельгии, Италии, Нидерландов и ФРГ, а также в азиатской части Турции.

У Вашингтона есть и дополнительная аргументация в пользу развертывания системы ПРО.

Во-первых, довод геополитического характера: «Баллистические ракеты вероятного противника гораздо эффективнее перехватывать над его территорией или около нее, чем над своей собственной». Во-вторых, меркантильный интерес: «За счет продажи дорогостоящей противоракетной инфраструктуры своим союзникам и партнерам можно компенсировать бремя собственных финансово-экономических потерь и выходить из финансового кризиса».

Но есть и другой мотив, который нынешние американские лидеры умело скрывают, втягивая Бухарест и Варшаву в реализацию своих проектов.

Это — их желание иметь постоянный раздражитель в румыно-российских и польско-российских отношениях, которые постепенно очищаются от «завалов» прошлого. Неужели этого не понимает руководство Румынии и Польши? А если понимает, то соглашается «развивать» отношения с Россией именно таким образом?

Известно, сколько шума наделало сообщение немецкой газеты «Бильд» в декабре прошлого года о том, что Москва разместила свои новейшие оперативные ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области. Кремль через несколько дней заявил, что окончательное решение по этому вопросу еще не принято. Наше телевидение позже показало репортаж из одной из российских дивизий, имеющей на вооружении оперативные комплексы «Искандер» и «дислоцированной в Западном военном округе» — но без указания места ее развертывания.

Так, может быть, решение, о котором идет речь, надо принять уже сегодня? Заблаговременно сосредоточив соответствующий потенциал, компенсирующий противоракетную угрозу — и в южных районах России, и в этом западном российском эксклаве. Именно сейчас, когда сооружение американских противоракетных операционных комплексов в Девеселу и Редзиково еще не закончено.

Почему заблаговременно? Да потому, что когда эти противоракетные объекты «передового базирования» будут введены в строй и на них появятся ракеты-перехватчики США, «прокручивать» ситуацию в обратном направлении будет поздновато.

Да, это будет вынужденная мера. К сожалению, понятных аргументов Москвы о нецелесообразности развертывания американских противоракетных средств в Европе и Азии, да еще в «сцепке» с ядерными вооружениями, в Вашингтоне, штаб-квартире НАТО в Брюсселе, а также в Бухаресте и Варшаве не слышат. Не хотят слышать. И уже не первый год.

«Глухота» эта возникла не вчера. Прошло 12 лет после одностороннего выхода Соединенных Штатов из Договора по ПРО, который, по словам многих прежних американских президентов, «являлся краеугольным камнем обеспечения глобальной стратегической стабильности». И все эти годы Москва безуспешно пыталась всерьез обсудить противоракетную проблематику с Вашингтоном.

Думаю, нам потребуются более решительные предупредительные меры — чтобы не допустить крайне нежелательного развития событий.

Тех самых, которые могут последовать после развертывания американских противоракетных ударно-боевых средств у российских границ, в частности, в Южной и Восточной Европе. Требуется пояснение. «Крайне нежелательное развитие событий» — это радикальное изменение военно-политической ситуации на континенте в пользу США и НАТО, в ущерб национальным оборонным интересам России.

Уместно использовать устные «заверения» Вашингтона, который не устает повторять, что развертываемые им средства ПРО не направлены против России и не подрывают потенциал ее сил ядерного сдерживания. Нам просто следует сообщить: возможные заблаговременные ответные меры Российской Федерации также никоим образом не будут направлены против Соединенных Штатов и других государств, которые собираются размещать американскую противоракетную инфраструктуру и американское ядерное оружие на своей территории.

Наши возможные «упреждающие» или ответные меры на масштабные военные «противоракетные» и ядерные приготовления Вашингтона у территории Российской Федерации уже неоднократно были названы. Есть среди них официально озвученные, есть и предложения отечественных экспертов. Секрета эти инициативы не представляют, они подробно изложены в монографии «Эволюция противоракетной обороны США и позиция России», вышедшей летом прошлого года. Изложению ответных шагов отведено 70 страниц, почти пятая часть книги. В Вашингтоне, Брюсселе, Бухаресте и Варшаве могут ознакомиться с этими деталями и даже «намотать их на ус». Чтобы в будущем не называть дальнейшие действия Москвы по парированию комбинированной «противоракетно-ядерной угрозы» США и НАТО «коварством» и «подготовкой к агрессии против западного мира».

http://www.belvpo.com