Европейское отделение корпорации General Dynamics — General Dynamics European Land Systems (GDELS) — 6 октября 2021 года сообщило о заключении контракта на поставку вооруженным силам Латвии одного комплекта самоходного паромно-мостового парка М3. Контракт на поставку Латвии комплекта парка М3 выдан GDELS контрактным командованием армии США, и, видимо, будет реализован в счет американского финансирования.

Изображение самоходного паромно-мостового парка М3 и его машин (с) General Dynamics European Land Systems

Параметры контракта не сообщаются. В армии Латвии комплект парка М3 поступит на оснащение формируемого инженерного батальона. Заявлено, что машины планируемого к поставке Латвии комплекта парка М3 «будут оснащены «арктическими комплектами», что позволит эксплуатировать их в очень холодных климатических условиях».

Самоходный паромно-мостовой парк М3 был разработан и серийно производится с 1999 года германской компанией Eisenwerke Kaiserslautern (EWK, местонахождение в Кайзерслаутерне, земля Рейнланд-Пфальц), которая в 2002 году была приобретена General Dynamics European Land Systems и ныне входит в состав последней как ее немецкое подразделение General Dynamics European Land Systems-Germany GmbH.

Парк М3 основан на использовании самоходных плавающих амфибийных автомобилей-понтонов с колесной формулой 4х4, которые могут использоваться как в качестве отдельных самоходных паромов, так и соединяться вместе, образуя либо большие паромы либо наплавной мост (штатно для одного комплекта парка из восьми машин — длиной 100 метров). Грузоподъемность одной машины-парома составляет 20 тонн. При использовании в качестве паромной переправы при сцепке из двух машин разрешенная нагрузка такого парома составляет 63,5 тонны для гусеничной техники (класс MLC 70 для гусеничной техники и MLC 100 для колесной техники), что обеспечивает переброску основных западных танков. В случае использования как моста обеспечиваются более высокие классы нагрузки (85 тонн для гусеничных машин и 132 тонны для колесной техники). Сборка моста на плаву осуществляется нормативно за 15 минут.

Парк М3 идеологически является развитием разработанного компанией EWK в 1950-е годы (на принадлежавшем тогда EWK заводе CEFA в Эльзасе) по проекту полковника французской армии Жана Ф. Жиллуа самоходного паромно-мостового парка Gillois со специальными амфибийными автомобилями-понтонами, производившегося с 1958 года. С 1968 года EWK серийно производился созданный в развитие Gillois парк М2 (машины которого вместо надувных поплавков имели водоизмещающие корпуса с жесткими алюминиевыми понтонами), на основе которого затем и был разработан улучшенный вариант М3. Парк М3 состоит на снабжении армий Германии и Великобритании, а также поставлялся Бразилии, Тайваню, Сингапуру и Индонезии, и также планируется к лицензионному производству в Южной Корее корпорацией Hanwha (при этом контракт на поставку южнокорейской армии 110 лицензионных машин М3К стоит 454 млн долл). Парк М3 применялся британской армией в ходе кампании в Ираке в 2003 году, а также использовался в ходе учений НАТО на территории Латвии. В штатах германской и британской армии один парк М3 представляет собой переправочную роту.