Как известно, для большинства отечественных и зарубежных военных экспертов и обозревателей информация о начале перехода анаэробной дизель-электрической подводной лодки U35 (S185) проекта 212A ВМС Германии из акватории Балтийского моря в Центральное и Восточное Средиземноморье так и не стала предметом пристального внимания, не говоря уже об отсутствии каких-либо дальнейших попыток осуществления детального экспертного анализа вероятных целей развёртывания данной субмарины в столь критически важном (с оперативно-стратегической точки зрения) регионе Южно-Европейского и Ближневосточного условных театров военных действий.

Участие сверхмалошумной U35 в военно-морской операции IRINI по воспрепятствованию поставок вооружений сторонам ливийского конфликта является отличным прикрытием истинных задач данной субмарины в Средиземноморском регионе

И удивляться данному обстоятельству абсолютно не стоит, ведь поверхностные взоры рядовой обозревательской аудитории десятков новостных изданий, а также военных экспертов, с головой погрузившихся в прогнозирование вероятных компенсационных военно-политических мер Пентагона после эпохального фиаско Объединённых ВС НАТО в военной кампании на территории Афганистана, был в одночасье прикован к наиболее удобоваримой и не требующей тщательной оценки официальной версии, озвученной осведомлённым источником в пресс-службе оборонного ведомства ФРГ.

Так, согласно данным последнего, ключевой и единственной целью передислокации анаэробной ДЭПЛ U35 в акваторию Средиземного моря является не что иное, как осуществление гидроакустической разведки подводного и надводного пространств на ближних и дальних подступах к побережью Ливии на предмет появления надводных кораблей, ныряющих и полупогруженных катеров, а также малоразмерных ПЛ, обеспечивающих военно-техническую поддержку военизированных формирований Правительства национального согласия (ПНС), а также подразделений Ливийской национальной армии Халифы Хафтара.

Осуществление экипажем немецкой U35 данного спектра задач аргументируется необходимостью расширения и интенсификации военно-морской операции Объединённых ВМС Евросоюза (EUNAVFOR) IRINI, предусмотренной проектом резолюции Совбеза ООН о введении эмбарго на поставку любых типов вооружений сторонам ливийского конфликта.

Между тем практически любому военному эксперту, обладающему даже поверхностными представлениями о тактико-технических параметрах подлежащих развёртыванию в данном регионе средств гидроакустической, радиолокационной и оптико-электронной разведки ВМС и ВВС Германии, Франции, Италии и Испании (надводного и воздушного базирования), должен быть вполне очевиден следующий факт.

Для эффективного мониторинга подводного и надводного пространств в Центральном Средиземноморье хватило бы задействования пары противолодочных самолётов P-3C «Orion» (либо одиночного MQ-9B «Sky/Sea Guardian» с периодом барражирования над разведываемым районом порядка 30–40 часов или БПЛА стратегической радиолокационной и оптико-электронной разведки RQ-4E «Euro Hawk»), а также одного фрегата класса «Sachsen» (Тип F124) или «Horizon».

Осуществив тщательное ознакомление с соответствующими отечественными и зарубежными военно-техническими интернет-изданиями военно-морского профиля, можно детально оценить тактико-технические преимущества режимов работы сантиметровых бортовых прицельно-поисковых радаров AN/APY-137(V)5 противолодочных самолётов P-3C «Orion», а также турельной многодиапазонной БРЛС Х-диапазона «SeaVue», являющейся специализированной модификацией «орионовской» AN/APY-137(V)5 и предназначенной для программно-аппаратной адаптации к применению в БРЭО и СУВ ударно-разведывательного БПЛА MQ-9B «Sky/Sea Guardian».

Обладая возможностью функционирования в режиме обращённой синтезированной апертуры (ISAR) и пеленгования движущихся поверхностных объектов (GMTI), вышеуказанные РЛС способны обнаруживать, классифицировать и идентифицировать (методом формирования радиолокационных 3D-изображений фотографического качества) любые надводные, полупогруженные и подводные средства доставки вооружения на Ливийский ТВД в радиусе 150–200 км; не говоря уже о более высокэнергетических и помехозащищённых АФАР-радарах AN/ZPY-2, установленных на разведывательных БПЛА семейства RQ-4E «Euro Hawk» (модификация RQ-4B для военно-воздушных сил европейских государств-членов/партнёров НАТО).

Данная информация может быть в одночасье дополнена координатами обнаруженных надводных/подводных транспортов, полученными высокочувствительными внутрикорпусными ГАК DSQS-24B STN «Atlas» одного из немецких фрегатов класса «Саксония», либо ГАК TMS 4110CL одного из фрегатов класса «Горизонт» ВМС Италии/Франции.

Стало быть, задействование в данной операции ещё и немецкой малошумной ДЭПЛ U35 является целиком и полностью контрпродуктивным и экономически нецелесообразным решением Минобороны ФРГ.

Что же является одной из первостепенных задач экипажа U35 ВМС Германии в акватории Средиземного моря?

Между тем, учитывая уникальные тактико-технические параметры субмарин проекта 212А ВМС Германии, а также анонсированное неделей ранее компетентным источником в судостроительной отрасли России доведение группировки малошумных ДЭПЛ пр. 636.3 «Варшавянка» (носителей двух-трёх десятков СКР 3М14К и противолодочных ракет 91Р1 семейства «Калибр-ПЛ») в восточной части акватории Средиземного моря до 5 единиц, истинные цели развёртывания немецкой U35 в Средиземноморском регионе начинают просматриваться куда более отчетливо.

Располагая уникальной гибридной энергетической установкой на базе дизель-генераторного блока с серебряно-цинковыми аккумуляторными батареями, а также анаэробной воздухонезависимой энергетической ВНЭУ на основе протон-обменных водородно-кислородных электрохимических генераторов, ДЭПЛ типа 212А может похвастаться способностью оперирования в подводном режиме на протяжении порядка 20 дней (без вскрытия собственного местоположения для мультиспектральных оптико-электронных модулей, интегрированных в элементную базу прицельно-поисковых комплексов «Новелла-П-38» противолодочных самолётов Ил-38Н).

В ту же очередь, корпус из маломагнитной стали с подводным водоизмещением не более 1 900 тонн (в 2 раза меньше, нежели у пр. 636.3) способствует реализации двух ключевых оперативно-тактических преимуществ немецкой U35.

Во-первых, значительному снижению вероятности её обнаружения посредством детекторов магнитных аномалий, установленных на противолодочных самолётах Ил-38Н и Ту-142М3.

Во-вторых, заметному снижению акустической сигнатуры немецкой U35 (до 35–45 дБ), обеспечивающему сокращение дистанции её пеленгования посредством пассивных ненаправленных и направленных радиогидроакустических буёв РГБ-41 и РГБ-48 из «снаряжения» Ил-38Н до 7–20 км (первой ближней зоны акустической освещённости).

Заметно уменьшится и дальность обнаружения U35 внутрикорпусными гидроакустическими комплексами МГК-400ЭМ «Рубикон-М» подлодок пр. 636.3 «Варшавянка», что будет особо отчётливо проявляться в случае реализации экипажем немецкой субмарины режима «подкрадывания» со скоростью 3–5 узлов.

Экипаж же немецкой субмарины, напротив, будет располагать возможностью как детального анализа «акустических портретов», так и любых манёвров наших «Варшавянок» в акватории Средиземного моря в интересах командования ОВМС НАТО.

Ведь штатные дизель-электрические ЭУ, вынуждающие экипажи «Варшавянок» каждые 18–20 часов подниматься к поверхности для подзарядки батарей в режиме РДП, будут мгновенно пеленговаться комплексом пассивной гидроакустической разведки AN5039A1, а также низкочастотной ГАС на базе гибкой протяженной буксируемой антенны TAS-3, являющейся аналогом нашей «Виньетки-ЭМ».

На этом фоне программа проектирования отечественной ВНЭУ для ДЭПЛ класса «Лада» (на базе риформинга дизельного топлива), способной обеспечить последним должный уровень скрытности, к сожалению, пребывает в режиме затяжной пробуксовки.