1319884503_1-22В последнее время активизировались работы по реализации транспортных проектов международного значения. Это относится также к регионам Южного Кавказа и Каспия, где до финальной стадии могут дойти сразу несколько проектов. К сожалению, в определенном смысле они могут негативно сказаться на региональных интересах РА.

Дезвин-Решт-Астара: заключительный этап?

В начале мая активизировались обсуждения о перспективах строительства железной дороги Дезвин-Решт-Астара, связывающей железные дороги Ирана и Азербайджана. Особый толчок этим обсуждениям дал апрельский визит президента Азербайджана в Тегеран, значение которого было высоко оценено как иранской, так и азербайджанской стороной.

Было бы ошибкой утверждать, что визит И.Алиева внес стратегические изменения в ирано-азербайджанские отношения, поскольку подписанные в ходе визита документы не имеют стратегического значения и относятся к узким и локальным сферам. В то же время ирано-азербайджанские переговоры на высшем уровне сломали лед, образовавшийся в последние годы в межгосударственных отношениях. Это стало очевидно и из сообщений официальных иранских СМИ, в которых информация об обсуждениях Алиева и Рухани на карабахскую тему завершались краткой справкой о конфликте, почти дословно повторяющей азербайджанскую точку зрения: 20% оккупированной территории, армянские военные формирования и один миллион беженцев.

Как бы то ни было, после переговоров президентов Ирана и Азербайджана активизировались обсуждения относительно реализации совместных проектов между двумя государствами. Из этих проектов уже в мае на первый план было выдвинуто строительство железной дороги Дезвин-Решт-Астара, которая не только соединит магистрали Ирана и Азербайджана, но и даст возможность наладить прямое транспортное сообщение от Персидского залива до Балтийского моря. Проект носит глобальный характер, его реализация была приостановлена из-за изоляции Ирана и напряженных ирано-азербайджанских отношений. Однако в обоих направлениях в последнее время заметны процессы определенного улучшения.

Итак, уже в мае губернатор иранской провинции Гилан Али Неджефи в ответ на вопрос официального иранского информационного агентства Irna заявил, что президент Ирана поручил всем профильным министерствам правительства в самые сжатые сроки завершить работы по строительству железнодорожной магистрали Дезвин-Решт-Астара.

Возможно, ответ губернатора Гилана и не удостоился бы большого внимания, так как в условиях продолжающегося в Иране экономического кризиса нет государственных средств для финансирования реализации крупных проектов. Однако уже 7 мая в Астане участвовавший во встрече руководителей железных дорог СНГ в качестве наблюдателя директор железных дорог Ирана Мохсед Агаи встретился с директорами железных дорог Азербайджана и России, и в ходе трехсторонней встречи было принято решение о том, что железную дорогу Дезвин-Решт-Астара будет строить ЗАО «Российские железные дороги». Об этом на следующий день официально заявил Владимир Якунин, назвавший проект важным и перспективным.

Заинтересованность России проектом можно объяснить как стратегическими, так и тактическими соображениями. В стратегическом плане проект создает довольно выгодные перспективы для России, поскольку дает Москве возможность вновь стать международным транзитным центром. В тактическом плане этот проект также важен, так как дает возможность вдохнуть новую жизнь в активно обсуждаемой в последнее время «нефтяной сделке» Иран-Россия. Напомним, что, согласно возможной сделке, Иран в обмен на товары и услуги будет экспортировать в Россию нефть примерно на $15 млрд. Учитывая ограниченность направленной на экспорт российской экономики, осуществление такого экспорта трудно представить. Однако в плане услуг (например, строительство железной дороги) возможности Москвы не столь ограничены. В этом плане Дезвин-Решт-Астара – выгодный для России проект как в стратегическом, так и в тактическом плане.

Каспийская железнодорожная цепь

Однако активизация Ирана в транспортной сфере не ограничивается лишь Дезвин-Решт-Астарой. По другому поручению президента Ирана ускорены работы по строительству железной дороги Иран-Туркмения-Казахстан, которые, согласно министру транспорта и градостроительства Ирана Абасу Ахунди, будут завершены в октябре текущего года. Речь идет не только об иранском участке железной дороги, но и о магистрали в целом. То есть предусмотрено, что в ближайшее время железные дороги Ирана посредством Дезвин-Решт-Астары свяжутся с Азербайджаном и Россией, а по второму проекту – с Туркменистаном и Казахстаном. В первом случае Иран в числе прочего получит возможность посредством Азербайджана присоедиться к железной дороге Грузии и связаться с портом Поти, а во втором случае – посредством строительства железной дороги Казахстан-Китай открывается возможность связать железные дороги Ирана и Китая.

Ускорение работ в обоих направлениях обусловлено преимущественно тем, что Тегеран пытается использовать открывшееся за счет частичного урегулирования отношений с Западом «окно возможностей» для создания более тесных экономических и политических взаимосвязей с соседними странами.

В то же время следует отметить, что строительство железнодорожной ветки Дезвин-Решт-Астары значительно снижает перспективу строительства железной дороги Иран-Армения, поскольку оба проекта с географической точки зрения решают одну и ту же задачу – создание транспортного коридора Север-Юг. А в сложившихся условиях реализация одного проекта снижает шансы на реализацию второго.

noravank.am