index75 лет одному из ведущих вертолетных предприятий планеты – ОАО «Роствертол»

1 июля исполняется 75 лет флагману российского вертолетостроения – ОАО «Роствертол». В этот день в 1939 году был основан в Ростове авиационный завод. Но приступить к выпуску продукции он смог лишь после освобождения города от фашистских оккупантов в 1944 году. Это были два самых простых, но крайне необходимых, самолета: знаменитый «кукурузник» – биплан По-2 и «летающая парта» – учебно-тренировочный моноплан УТ-2М. Эти незамысловатые машины из деревянных конструкций, обтянутых тканью, выпускались до конца 1940-х годов.

В 1949 году завод приступил к серийному производству транспортно-десантных планеров Як-14 вместимостью 25 человек. Это первая цельнометаллическая машина, освоенная предприятием.

В 1954–1955 годах началось освоение производства турбореактивного штурмовика Ил-40. Однако сменилась военная доктрина, ставка была сделана на ракетное оружие, штурмовики стали не нужны. Лишь два «летающих танка» успел выпустить ростовский завод №186, так он тогда назывался.

Это было трудное время. С начала 1950-х предприятие работало с недогрузом, заказы были мизерные, директора менялись едва ли не каждый год. Речь шла о расформировании завода. В 1955 году завод возглавил главный контролер качества выпускаемой продукции Дмитрий Чумаченко. Он пошел на рискованный шаг – перепрофилировать предприятие под выпуск принципиально иной продукции – вертолетов. Встретившись в Москве с генеральным конструктором Михаилом Милем, Чумаченко понял, что за вертолетами будущее, и не прогадал. За 25 лет он превратил умирающий завод в Ростовское авиационное объединение – одно из ведущих предприятий мира по серийному выпуску винтокрылых машин.

Первенцем стал Ми-1. За 1956–1960 годы было выпущено 370 таких машин. Завод подвергся коренной перестройке, строились новые цеха и производства. Осваивалась новая продукция: в 1959 году – Ми-6, в 1963-м – Ми-10, в 1973-м – Ми-24, в 1975-м – Ми-10К. Для того чтобы в 1977 году запустить в производство тяжелый Ми-26, пришлось построить огромный сборочный корпус и ряд новых цехов.

После приватизации в 1992 году Ростовский вертолетный производственный комплекс стал именоваться ОАО «Роствертол». Предприятию везло на директоров. Михаил Нагибин возглавлял комплекс с 1980 по 2000 год. После смерти его именем был назван проспект в Ростове-на-Дону. Это говорит о многом.

Михаил Нагибин модернизировал производство, создал специализированные производства товаров народного потребления и изделий для легкой и перерабатывающей промышленности. В 1996 году пустующие цеха превратил в выставочные павильоны. Сейчас выставочный центр «ВертолЭкспо» является одним из крупнейших операторов на российском рынке выставочных услуг.

Основное производство тоже не простаивало. Не стало госзаказа, зато появились заказы экспортные. Так что в «суровые 90-е» завод отнюдь не прозябал на задворках авиапрома.

После вхождения в холдинг «Вертолеты России» перед «Роствертолом» открылись новые перспективы. Генеральный директор холдинга Александр Михеев заявил: «Российская вертолетостроительная отрасль меняется стремительными темпами. Мы ставим перед собой амбициозные цели и для их достижения формируем современную динамичную и эффективную компанию. Для достижения 20-процентной доли на глобальном рынке нам предстоит сделать еще очень многое – завершить реструктуризацию и модернизацию производства, продолжить работу по расширению модельного ряда, нарастить технологический задел, увеличить интеллектуальный и производственный потенциалы, сформировать глобальную систему послепродажного обслуживания, частью которой становятся вошедшие в состав холдинга ремонтные заводы».

Особая роль в начатой модернизации отрасли отведена «Роствертолу». Сейчас здесь серийно выпускаются боевой вертолет нового поколения Ми-28Н «Ночной охотник» (Ми-28НЭ в экспортном варианте); вертолет огневой поддержки Ми-35М; многоцелевой самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26Т.

В 2013 году прибыль предприятия выросла на 30% по сравнению с предыдущим годом. На годовом собрании акционеров было принято решение о выплате дивидендов по итогам года в размере 1,43 млрд руб. Кстати, 75% акций принадлежит холдингу «Вертолеты России».

В ближайшее время эти деньги вернутся в виде инвестиций в создание вертолетного кластера в Ростовской области. Для обеспечения производства в городе-спутнике Ростова-на-Дону Батайске будут созданы восемь новых заводов, для удобства связанных с Ростовом скоростным трамваем.

На территорию нескольких бывших воинских частей будет перенесено из центра города основное производство «Роствертола». Предполагается также создание современного композиционного производства; ремонтного завода, способного обслуживать весь Юг России; авиационный учебный центр. Будет задействован бывший военный аэродром.

В Батайске будут строить перспективный коммерческий скоростной вертолет, который сейчас находится в стадии эскизного проектирования. Бюджетные инвестиции в скоростную машину составят до 2020 года около 7,5 млрд руб. К этому времени Батайский кластер должен приступить к работе. Предполагается, что численность работающих составит 20 тыс. человек.

А пока ОАО «Роствертол» запустил в производство новинку – учебно-боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» с двойным комплектом управления.

Основное назначение новой машины – обучение пилотированию ударным вертолетом Ми-28Н «Ночной охотник». При этом все возможности ударных вертолетов у учебной машины сохранены. Основное отличие учебной модификации – возможность управлять вертолетом как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, который выполняет функции инструктора. Ожидается, что первый учебно-боевой Ми-28Н будет передан в войска уже в нынешнем году. Тогда же он, наверное, получит и соответствующую маркировку. Например, Ми-28Н-УБ.

Первый полет учебный Ми-28Н совершил 9 августа 2013 года на летно-исследовательской станции в Ростове-на-Дону. За тестированием новой машины наблюдали генеральный директор «Роствертола», а ныне председатель совета директоров предприятия Борис Слюсарь и главнокомандующий ВВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев. По словам главкома, ВВС России планируют получить 40–60 Ми-28Н с двойным управлением до конца 2020 года. По четыре–шесть машин на каждую воинскую часть, которая эксплуатирует вертолеты. Тем временем «Роствертол» начал получать заказы на учебные Ми-28Н с двойным управлением и от представителей других стран.

75 лет – большой возраст для человека. Да и для завода тоже. Но с созданием Батайского вертолетного кластера «Роствертол» родится заново. Это будет современный, построенный с нуля завод с самым современным оборудованием и технологиями. И с новой продукцией, по-прежнему мирового уровня.

«Независимое военное обозрение»