Состоявшиеся 7 апреля 2021 года официальная презентация и торжественная церемония передачи в состав 40-й эскадрильи 96-го испытательного авиакрыла ВВС США (АвБ Эглин, шт. Флорида) первого опытного прототипа глубоко усовершенствованного многофункционального истребителя поколения «4++» F-15EX «Eagle II» были преподнесены генерал-полковником Дюком Ричардсоном в качестве событий, ознаменовавших принципиально новый этап в становлении тактической авиации ВВС США переходного поколения, на протяжении которого должны в очередной раз подтвердиться высочайшие оперативно-тактические качества старой, доброй, отлично зарекомендовавшей себя на театрах военных действий и полюбившейся трём поколениям лётного состава ВВС США многоцелевой двухдвигательной платформы YF-15A-1-MC в широчайшем спектре её модификаций.

Тактико-технические параметры РЛС AN/APG-82(V)1 обеспечат новейшим F-15EX паритет лишь с ранними Су-30СМ/1

И действительно, располагая более «дальнозоркими» и в разы более помехозащищёнными (в сравнении с бортовыми радарами AN/APG-70 на базе устаревших волноводно-щелевых антенных решеток с низкой разрешающей способностью истребителей F-15E «Strike Eagle») бортовыми РЛС AN/APG-82(V)1 на базе АФАР, перспективные F-15EX «Eagle II» будут представлять весьма существенную угрозу нашим тяжелым многофункциональным истребителям поколения «4++» Су-30СМ/1, оснащённым далеко не самыми совершенными БРЛС Н011M «Барс-Р».

Так, применение в радиоэлектронной архитектуре АФАР-радаров AN/APG-82(V)1 апертуры из 1500 приёмо-передающих модулей, располагающих индивидуальными высокоэнергетическими твердотельными нитрид-галлиевыми СВЧ-транзисторами и аттенюаторами, а также нескольких сотен радиочастотных перестраиваемых фильтров RFTF («Radio Frequency Tunable Filters»), запитывающих «помеховые» группы приемо-передающих модулей, предоставит пилотам усовершенствованных «Иглов» возможность не только ведения дальнего воздушного боя в сложнейшей помеховой обстановке, но и применения радара APG-82(V)1 в режиме РЭБ.

Высочайший уровень помехозащищённости будет достигаться, благодаря возможности формирования фазовращателями и аттенюаторами АФАР «провалов» диаграммы направленности в направлении постановщиков радиоэлектронных помех противника, в то время как радиочастотные фильтры RFTF (получив информацию о частотных параметрах работы бортовых радаров истребителей противника от системы предупреждения об облучении AN/ALQ-250 EPAWS) будут моделировать ответные и прицельные по частотам и амплитудам шумовые помеховые сигналы, передаваемые на определенные группы приёмо-передающих модулей акетивной ФАР для формирования узких и высокоэнергетических «помеховых» лучей.

Стоит отметить, что мощность и эффективность данных лучей может заметно превосходить спектральную и пространственную плотности помехового излучения контейнерных станций РЭБ семейства Л-266 «Хибины-У/М», обладающих мощностью порядка 3,6 кВт.

Что же касается дальности «захвата на точное автосопровождение» воздушных целей типа Су-30СМ1 (ЭОП около 12 кв. м), то AN/APG-82(V)1 способна реализовать данную возможность на удалении около 165 км при отсутствии интенсивного радиопротиводействия со стороны противника и порядка 100–120 км в сложной помеховой обстановке.

На этом фоне радары Н011М «Барс-Р» истребителей Су-30СМ1, обладая практически идентичными (в сравнении с APG-82(V)1) энергетическими параметрами, смогут обнаруживать и «захватывать» F-15EX на удалении порядка 130 и 105 км в нормальной помеховой обстановке и 80 и 67 – в случае активного радиопротиводействия со стороны противника (в нашем случае – работающего в режиме РЭБ радара AN/APG-82(V)1).

Расклад не в пользу нашей машины объясняется ничем иным, как, во-первых, более низким уровнем помехозащищённости пассивных ФАР радаров «Барс-Р», неспособных «обнулять» сектора диаграмм направленности в направлении средств РЭБ противника, во-вторых, более широким применением в конструкции планера усовершенствованного «Eagle II» радиопоглощающих материалов (РПМ) и покрытий, обеспечивающих снижение эффективной поверхности рассеяния машины с 10–7 до 1,5–2,5 кв. м соответственно (в зависимости от конфигурации подвески).

Тем не менее планируемое оснащение модернизированных Су-30СМ2 более высокоэнергетическими БРЛС Н035 «Ирбис-Э», либо гипотетическое задействование против F-15EX (в дуэльных ситуациях) многофункциональных истребителей Су-35С, также оснащённых данным типом бортовых радаров от НИИП им. В. В. Тихомирова, уверенно нивелирует все преимущества «Eagle II» в дальних воздушных боях.

Ведь данные станции способны запеленговать новые версии штатовских «Иглов» на удалении 370–400 км, захватывая их на «точное автосопровождение» с 320–290 км. И даже в сложной помеховой обстановке достаточно высокая средняя мощность радаров Н035, составляющая не менее 5 кВт (в 3,3 раза больше, нежели у «Барсов»), сможет частично компенсировать менее солидный уровень помехозащищённости собственной ПФАР-архитектуры в сравнении с американскими РЛС APG-82(V)1.

А поэтому вполне логично предположить, что экипажи именно наших истребителей Су-30СМ2 и Су-35С смогут первыми реализовать циклы «обнаружения – сопровождения – захвата» американских F-15EX с итоговыми перехватами либо посредством УРВВ сверхбольшой дальности Р-37М, либо с помощью более высокоманевренных перспективных дальнобойных УРВВ «Изделие 180» с «долгоиграющими» двухрежимными РДТТ (аналог AIM-120D).

Частично сохранить паритет семейства «Eagle/II» в потенциальных пикировках с нашими «Сушками» специалисты корпорации «Boeing» могли бы лишь в случае отказа от более посредственной и «рядовой» программы разработки F-15EX в пользу ранее замороженного проекта «Monty», предусматривающего проектирование многоцелевого истребителя переходного поколения F-15SE «Silent Eagle».

Уникальными конструктивными особенностями демонстратора данной машины стали наличие конформных топливных баков и отсеков вооружения, которые, в совокупности с наклонными плоскостями вертикального хвостового оперения с углом «развала» порядка 15 градусов, обеспечивали бы ещё большее снижение ЭПР до 0,5–1 кв. м, снижая дальность обнаружения посредством «Барсов-Р» и «Ирбисов-Э» ещё на 10–15 %.

Здесь-то наши заокеанские «коллеги» и продемонстрировали полнейшую некомпетентность.