7-7-2Русские и белорусы – братья в горе и радости./ А.Б. Широкорад – М.: Вече, 2014 – 352 с.: ил. (Мы все россияне).

Это третья книга Александра Широкорада из серии «Мы все россияне», начатой в 2012 году. Первая книга называлась «Татары и русские в едином строю», вторая книга – «Русские и украинцы. Братья по вере и крови».

До 1991 года отечественные историки и СМИ представляли отношения белорусов и русских как идеальный союз братских народов. Тогда в советских школьных и вузовских учебниках четко и ясно объяснялось, как древнерусские народности (этносы) разделились «на три близкородственные народности – русскую, украинскую и белорусскую, что повлекло за собой возникновение трех близких языков с их самобытными, оригинальными путями развития».

Но вот «нерушимый» союз распался, и в Украине и Белоруссии появились принципиально иные концепции их исторического развития. Согласно одной из них, украинцы и белорусы не имеют никакого отношения к древнерусской народности и вообще к славянам. Первые произошли от укров, а вторые – особый народ – литвины (не путать с литовцами, которых националисты считают совсем другим народом).

Некоторые белорусские историки утверждают, что в большом Европейском регионе, включающем в себя Белоруссию и некоторые сопредельные области, проживает около 10 млн человек с неустойчивым национальным самосознанием. Это в основном потомки литвинов – граждан Великого княжества Литовского, разрушенного соседними империями. На протяжении 500 лет – с XIII по XVII века – литвины составляли костяк самого демократического и либерального государства в Восточной и Центральной Европе. После поглощения Великого княжества Литовского Польшей, а двумя столетиями позже – Россией, нация литвинов прекратила свое существование, а традиции либерального гуманизма на огромной территории от Белостока до Смоленска и от Вильно (Вильнюса) до Киева были уничтожены.

Вступать в полемику с подобными утверждениями, опираясь лишь на советские издания, практически бесполезно, поскольку в них почти не отражена история Полоцкого княжества и Великого княжества Литовского. Поэтому автору пришлось фактически заново писать историю Белоруссии Х–XVI веков.

Крайне болезненной темой для всех современных белорусских авторов является вопрос о белорусском дворянстве (шляхте) второй половины XVI–XIX века. Дело в том, что к началу XVI века в Великом княжестве Литовском и особенно на территории Белоруссии имели место классические феодальные отношения, мало изменившиеся с конца XIII века. Правящее сословие составляли князья, бояре и дворяне. Но вот когда Екатерина Великая присоединила Белую Русь к империи, из высшего сословия там оказались только польские паны. Родной язык их – польский, и все они были ярыми католиками. Екатерина и ее наследники пытались русифицировать белорусскую шляхту, опираясь на опыт русификации смоленской шляхты. Однако результат оказался ничтожным – шляхта осталась польской и католической.

И вот сейчас не только националисты, но и достаточно компетентные белорусские историки вынуждены идти на мистификацию, выдумывая «белорусскую шляхту». Понять их можно – обидно считать, что в их государстве 250 лет не было собственного дворянства. Волей-неволей они записывают в белорусскую шляхту польских панов, несмотря на то, что у них была иная вера, иной язык, нравы, менталитет. Паны презирали белорусских крестьян и обывателей. Православие называли «мужичьей верой». Увы, «белорусской» шляхту можно назвать только по двум пунктам: у них были поместья на территории современной Белоруссии и их предки до 1580–1630 годов были православными русскими князьями и боярами. Ну а далее произошло «соблазнение русского дворянства» на территории Великого княжества Литовского. Об этом достаточно подробно говорится в монографии Александра Широкорада.

Об украинском казачестве написано много, в том числе в книге Александра Широкорада «Запорожцы – русские рыцари». А было ли белорусское казачество? Да, было и играло довольно важную роль в истории страны в середине XVI века. Об этом также рассказано в новой книге из серии «Мы все россияне».

Сейчас ряд белорусских и польских авторов утверждает, что в ходе русско-польской войны 1654–1667 годов русские войска уничтожили 53% населения Великого княжества Литовского. Автор аргументированно доказывает лживость подобных утверждений. Цифра 1,5 млн погибших жителей Белоруссии взята с потолка. На самом деле еще в 1648 году в Белоруссии началась ожесточенная война всех против всех. В ней принимали участие белорусские крестьяне, белорусское казачество, белорусская шляхта, польские войска, а также украинские казаки – сторонники Богдана Хмельницкого. Война шла повсеместно. Города и местечки по много раз переходили из рук в руки.

Ну а русское войско Алексея Михайловича пришло в Белоруссию лишь летом 1654 года. При этом междусобойчики белорусских шляхтичей продолжались с прежней силой, равно как и опустошительные походы казаков Хмельницкого и «незалежных» запорожцев.

Автор развенчивает советские мифы о том, что в 1941–1944 годах в Белоруссии боевые действия сводились к противоборству советских партизан против вермахта. На самом деле это был самый интернациональный район боевых действий во всей Второй мировой войне. Так, на стороне немцев в Белоруссии против советских партизан воевали четыре венгерские дивизии, французский легион, один эстонский, два десятка украинских, латышских, литовских полицейских батальонов. Ну а «против всех» воевали многочисленные украинские отряды националистов УПА, польская Армия Крайова, литовские националисты и даже русские монархические отряды РОМ. Немногие из отечественных читателей знают, что не только поляки, но и УПА считали Белоруссию своей территорией. Об этом свидетельствуют высказывания руководителей УПА и карты, публиковавшиеся украинскими националистами как до 1945 года, так и позже. И если немцев выгнали из Белоруссии в 1944 году, то борьба с бандитским «интернационалом» продолжалась до начала 1950-х годов.

Последнее весьма актуально в связи с событиями, происходящими сейчас на Украине.

nvo.ng.ru