26-1-1Ставка на атомные подводные лодки

«Могущество и слава нашего флота будут только преумножаться, будет повышаться его обороноспособность, боеготовность и мобильность, укрепляться материально-техническая база, модернизироваться береговая инфраструктура. Будут строиться новые корабли». Вдохновленный речью Верховного Главнокомандующего, президента РФ Владимира Путина, с которой тот выступил 27 июля в Североморске, Военно-морской флот (ВМФ) готовится принять в боевой состав новые корабли. Ждать их осталось уже недолго.

В прошлом году на воду спущено 26 военных кораблей и судов, семь переданы ВМФ, в частности, в боевой состав приняты ракетные подводные лодки стратегического назначения (РПЛСН) «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». К несению боевой вахты скоро приступит атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «Северодвинск» с крылатыми ракетами. Продолжается строительство 60 кораблей, катеров и судов обеспечения, произведена закладка 11 новых корпусов.

УСИЛЕНИЕ ЧЕРНОМОРСКОЙ ГРУППИРОВКИ

«В числе наших особых приоритетов, конечно, и укрепление боевой мощи Черноморского флота. Будем обновлять его корабельный состав, создавать современную военную и социальную инфраструктуру», – сказал Владимир Путин.

После возвращения полуострова под юрисдикцию России здесь активно приступили к реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) развития системы базирования Черноморского флота (ЧФ), рассчитанной до 2020 года. Начальник военно-морского управления штаба Южного военного округа контр-адмирал Анатолий Долгов ранее сообщил журналистам, что стоимость ФЦП оценивается в 90 млрд руб. «Из этой суммы освоено около 40 млрд руб.», – сказал Долгов. По словам адмирала, в Крыму появятся новые соединения, будут восстановлены соединения, которые ранее были сокращены, например, 30-я дивизия надводных кораблей. Кроме того, появятся новые соединения береговой обороны, в том числе бригада береговой обороны и артиллерийский полк. Будут поступления летательных аппаратов в морскую авиацию, укреплено 4-е командование войск ПВО, подразделения разведки, расположенные на полуострове.

Адмирал также отметил, что до известных событий в Крыму предполагалось развитие Новороссийской военно-морской базы. Сейчас произошел пересмотр этой программы. «Не отказываясь от развития Новороссийской базы, очень большое внимание сейчас уделяем главной базе Черноморского флота – Севастополю. Там будут построены новые городки и объекты учебной базы. Этот процесс уже идет с опережением плана», – заявил контр-адмирал Долгов.

Cегодня ЧФ переоснащается новейшим вооружением и авиацией. Об этом на праздновании Дня ВМФ заявил командующий ЧФ адмирал Александр Витко. «Уже поступили береговые ракетные комплексы, прилетели новые самолеты, я их несколько дней назад встречал», – сказал Витко. Также он упомянул и о новом вооружении, «которое на 2 тыс. км стреляет и попадает в открытую форточку». «Я лично участвовал в испытаниях. Очень достойное оружие. По отдельным показателям лучшее в мире», – сказал адмирал.

До 2020 года ЧФ планируется пополнить 20 новыми кораблями и подводными лодками. По словам Витко, первые единицы поступят уже в 2014 году. За три ближайших года флот полностью обновится.

В частности, ранее сообщалось, что в Санкт-Петербурге спущена на воду дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону» проекта 636, строящаяся для Черноморского флота.

В ближайшие два года для ЧФ будет построено шесть подводных лодок этого проекта. Причем на рубеже 2014–2015 годов ЧФ получит две из шести подводных лодок проекта 636, а в 2015 году – первый из шести сторожевых кораблей проекта 1135.6. Помимо 20 кораблей и подводных лодок до 2020 года на ЧФ поступят примерно 10 судов обеспечения.

В Крыму создана и начала полноценно функционировать крупнейшая тыловая структура – Центр материально-технического обеспечения (МТО) Черноморского флота.

В зону ответственности Центра МТО вошли соединения и воинские части ЧФ, районы базирования и технические базы вооружения.

В Севастополе сформирован и приступил к выполнению задач по предназначению новый отдельный полк войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ). На вооружении полка около 200 единиц автомобильной и специальной техники.

Задачи по прикрытию береговой линии полуострова с конца прошлого месяца выполняет новый артиллерийский полк береговой обороны ЧФ. На вооружении полка более 60 единиц новых артиллерийских систем: противотанковые комплексы «Хризантема», 152-мм гаубицы «Мста-С», оснащенные автоматизированной системой наведения орудия, реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Торнадо-Г». Самоходная артиллерийская установка «Мста-С» способна вести огонь управляемым снарядом «Краснополь-М». Он первым выстрелом поражает малоразмерные цели на расстоянии до 20 км. Дальность пуска реактивного снаряда РСЗО «Торнадо-Г» – до 100 км.

Кроме того, по словам адмирала Александра Витко, ЧФ приступил к строительству пунктов базирования и аэродромов. В частности, речь идет об аэродроме в Саках и пункте базирования в Новоозерном.

ПОДВОДНЫЙ ЯДЕРНЫЙ ЩИТ

На особом положении по-прежнему находится Северный флот, который наравне с Тихоокеанским ассоциировался прежде всего с подводным ракетно-ядерным щитом страны. Таким Северный флот остается и сейчас. «До 2020 года на Северный флот поступят шесть многоцелевых атомных и дизель-электрических подводных лодок, два больших десантных корабля, эскадренный миноносец нового проекта, пять фрегатов, пять базовых тральщиков и 21 судно обеспечения», – уточнили в пресс-службе флота. Получив эти корабли и суда, «Северный флот будет обладать беспрецедентными возможностями по защите национальных интересов России как в Арктике, так и других районах Мирового океана».

В последнее время значительно улучшилась ситуация с возвращением в строй кораблей после ремонта и модернизации. «На флот вернулись после ремонта атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) «Смоленск» проекта 979А «Антей», РПЛСН «Верхотурье» проекта 667БДРМ, ДЭПЛ «Калуга» проекта 877 «Палтус», – уточнили в пресс-службе Северного флота.

Явное преимущество отдается по-прежнему подводному кораблестроению. В День ВМФ, 27 июля, в Северодвинске заложили очередную РПЛСН «Князь Олег». Она станет пятой, построенной по проекту «Борей», и при этом первой в модернизированной серии проекта 955А («Борей-А»). В то же время строители пообещали морякам 10 декабря 2014 года передать четвертую (третью в серии) РПЛСН «Владимир Мономах» проекта 955. Об этом заявил в воскресенье журналистам генеральный директор северодвинского производственного объединения Михаил Будниченко. «Третий корабль вернулся с государственных испытаний, все прошло успешно, все идет в полном соответствии с графиком. Его ожидает еще несколько выходов в море, и 10 декабря мы должны подписать приемный акт на него», – сказал Будниченко.

В северодвинском производственном объединении в строительных лесах находится уже четвертый ракетоносец «Князь Владимир». Что касается следующих кораблей серии, то они «строятся в соответствии с графиком. Никаких срывов сроков сегодня нет, и предпосылок к этому тоже нет», – отметил Будниченко. «После передачи Военно-морскому флоту «Юрия Долгорукого» в 2012 году корабли сдаются с темпом один крейсер в год, как это и положено», – отметил генеральный директор.

Проект «Борей» получит дальнейшее развитие с учетом необходимой модернизации кораблей, которые будут создаваться после 2020 года. Об этом сообщил генеральный директор КБ Игорь Вильнит. До 2020 года, согласно госпрограмме вооружений, Военно-морской флот РФ должен получить восемь стратегических ракетоносцев класса «Борей» и «Борей-А». «Сейчас мы говорим, например, о серии «Борей-А». Потом будет серия «Борей-Б», «Борей-Д» и так далее. Другое дело, что все это будет создаваться в соответствии с планом», – сказал Вильнит. Он отметил, что в случае с «Бореями» полностью применима аналогия с проектом атомных подлодок 667, который развивался и модернизировался в течение полувека: 667А, 667Б, 667БД, 667БДР и в конечном итоге «дорос» до проекта 667БДРМ. «Конечно, проект будет развиваться, будут «Бореи» с какими-то дополнениями. Прекратить создание таких мощных стратегических кораблей мировая ситуация не позволяет», – подчеркнул генеральный директор конструкторского бюро.

Лодки класса «Борей» в ближайшее десятилетие станут новым ядерным щитом «от любого агрессора» и составят основу группировки российского флота. Об этом заявил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. «Стратегические ракетоносцы «Борей» и многоцелевые подлодки проекта «Ясень» составят основную группировку флота, которая сейчас планово обновляется. Мы видим, что присутствие ядерного потенциала способно охладить пыл любого агрессора, находящегося в любой точке мира», – сказал Рогозин. По его словам, в современной внешнеполитической обстановке «Россия представляет пояс добра, но добро можно защищать только силой».

В свою очередь, заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, который также участвовал в церемонии закладки «Князя Олега», отметил, что программа по строительству «Бореев» и «Ясеней» надежно профинансирована, выполняется по плану и нет сомнений в ее выполнении. «Утверждена долгосрочная программа кораблестроения, которая является базовым документом, определяющим облик и характеристики кораблей», – подчеркнул заместитель министра РФ.

Подводные лодки проекта «Ясень» будут решать две основные задачи – обеспечивать боевую устойчивость РПЛСН на маршрутах развертывания и бороться с авианосцами.

Юрий Борисов сообщил журналистам сроки сдачи многоцелевых атомных подлодок класса «Ясень». «До 2020 года – семь («Ясеней»), вообще 16», – сказал Борисов. Он добавил, что флот должен получить к 2020 году восемь «Бореев».

Ранее стало известно, что вторая по счету многоцелевая АПЛ «Казань» проекта 885М «Ясень-М» будет сдана в 2017 году. Третья АПЛ – «Новосибирск» – была заложена в июля 2013 года. Закладка четвертой и пятой АПЛ этого проекта, которым даны имена «Красноярск» и «Хабаровск», состоялась в минувшее воскресенье.

НЕАТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

Наконец-то сдвинулось с мертвой точки и строительство дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) проекта 677 «Лада», которое после многолетних неудач с первой ДЭПЛ этого проекта «Санкт-Петербург» было остановлено для устранения технических и технологических недостатков. В процессе доработки и опытной эксплуатации головной ДЭПЛ «Санкт-Петербург» удалось решить все выявленные проблемы этого новаторского проекта и создать принципиально новое оборудование для неатомных подлодок. Такое мнение в беседе с журналистами высказал генеральный директор конструкторского бюро (КБ) Игорь Вильнит. «Этот проект создавался во времена очень тяжелой финансовой обстановки. В это время пытаться создать корабль будущего, где все было новое, – это надо было иметь мужество», – сказал он.

По словам Вильнита, генеральный конструктор КБ Юрий Кормилицын сделал все для того, чтобы проект «Лада» был реализован, а его лодки были оснащены принципиально новым современным оборудованием. Многие системы и технические характеристики этих подлодок стали существенным прорывом в отечественном неатомном кораблестроении. Например, скрытность «Лады» еще более высока, чем у известных ДЭПЛ проекта 636, которые называют «черной дырой» в океане за их малошумность.

«У нас была проблема с электродвижением, сегодня она решена, поэтому уверенно строится серия таких кораблей. С «Ладой» проблем нет, этот проект, безусловно, состоялся», – подчеркнул Вильнит. Он напомнил, что головная подлодка серии «Санкт-Петербург» сейчас проходит программу опытной эксплуатации на Северном флоте, которая будет завершена до конца этого года. «К сожалению, в строительстве серии произошла временная задержка. Однако головные корабли, существенно улучшенные по отношению к кораблям предыдущих поколений, никогда не вступали в состав флота в назначенный период времени. Всегда возникала необходимость что-то доделать», – пояснил Вильнит.

Подводные лодки серии «Лада» проекта 677 относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. По сравнению с подлодками 636 проекта надводное водоизмещение «Лады» снижено с 2300 до 1765 т. Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Численность экипажа – 36 подводников, автономность – до 45 суток. Лодки этого типа отличаются очень низким уровнем шумности.

Вторая ДЭПЛ этого проекта «Кронштадт» была заложена в 2005 году, однако ее строительство приостановили и возобновили только в 2013 году. Третья подлодка – «Севастополь» – заложена в 2006 году, ее строительство также было приостановлено.

Литий-ионные батареи для ДЭПЛ созданы на смену батареям предыдущего поколения, сообщил гендиректор КБ Игорь Вильнит. «Батарея уже, по сути, сделана, ее можно ставить на корабли». Эти батареи нового поколения по сравнению с предыдущими допускают зарядку и разрядку в любом режиме – можно прервать или начать ее, когда это удобно командиру, сообщил Вильнит. «Не требуется для нее специальных «лечебных циклов», которые необходимы обычным щелочным или кислотным батареям. Существенно повышен ее ресурс, емкость и надежность», – добавил он. Сейчас в российском подводном флоте используются аккумуляторные батареи, срок действия которых ограничен, а стоимость, по экспертным оценкам, достигает 300 млн руб. Литий-ионные батареи позволяют увеличить время нахождения лодки под водой как минимум в 1,4 раза.

Между тем ВМФ совместно с промышленностью уже определил облик атомных подводных лодок пятого поколения. Все они будут построены из унифицированных модулей. По словам Вильнита, в ближайшее время промышленность предложит флоту облик и характеристики перспективных подводных кораблей модульного типа. «Сейчас ВМФ предварительно определился с тем, что должны быть корабли, строящиеся по модульному типу», – сказал он. Вильнит подчеркнул, что в этом направлении возглавляемое им конструкторское бюро взаимодействует с Главкоматом ВМФ РФ «самым тесным образом».

Говоря о том, как будут выглядеть подлодки пятого поколения, Вильнит отметил, что они «по-прежнему будут иметь гидродинамически совершенный наружный корпус, но облик, конечно, будет существенно отличаться от третьего и четвертого поколений за счет новых технических решений». По его словам, унификация отдельных систем атомоходов различных типов имела место еще при разработке подлодок третьего поколения. «Конечно, принцип проектирования по единой базовой модели, когда нос и корма одинаковые, а в середину можно вставлять различную функциональную боевую нагрузку, влечет за собой массу преимуществ», – сказал гендиректор конструкторского бюро. Прежде всего это удешевление строительства, потому что создается единый корабль, только с определенными модификациями, и удешевление всех аспектов его эксплуатации. «Но другое дело, как приспособить под единый облик разные задачи, которые возлагаются на различные типы кораблей», – добавил Вильнит.

Таким образом, в кораблестроительной программе России акцент сделан на создание подводных ракетоносцев, и этим она мало отличается от советской программы 80-х годов прошлого века.