mig29ugon_main_640Как советские истребители угоняли на Запад

В ночь на 20 мая 1989 года капитан ВВС Александр Зуев угнал в Турцию истребитель МиГ-29. Образцы советской военной техники, в том числе самолеты, всегда были объектом пристального интереса западных спецслужб. «Русская планета» рассказывает о том, как советские истребители и бомбардировщики оказывались в руках инженеров недружественных стран.

МиГ-29, СССР — Турция

Александр Зуев служил в 176-м гвардейском истребительном авиаполку на аэродроме Миха-Цхакая в Грузии. Когда он захотел поступить в школу летчиков-испытателей, его не взяли из-за недостатка опыта. Капитан Зуев сильно расстроился, начал пить и на некоторое время был переведен в дежурные по приему и выпуску самолетов.

Позже в мемуарах «Точка опоры: Побег профессионального пилота из СССР» (англ. Fulcrum: A Top Gun Pilot’s Escape from the Soviet Empire, Fulcrum — это МиГ-29 по классификации НАТО) Зуев писал, что решение об угоне истребителя он принял после разгона митинга у Дома правительства Грузинской ССР в Тбилиси 9 апреля 1989 года. Перед очередным дежурством в ночь с 19 на 20 мая Зуев приготовил торт, замешав в нем большое количество снотворного. Летчик соврал коллегам, что его беременная жена уже родила, и предложил им отметить это событие. Накормив всех работников аэродрома, которые были в ту ночь на смене, кроме часового и командира эскадрильи, Зуев перерезал кабели сигнализации и направился на стоянку, однако малознакомый ему часовой его не пропустил. Летчику пришлось дожидаться пересменки, и со второй попытки ему удалось значительно приблизиться к своей цели. Заступивший на пост часовой видел глубоко спящих сослуживцев, но опомнился слишком поздно: после непродолжительной драки Зуев ранил его из пистолета и сел в истребитель.

Капитану удалось подняться в воздух довольно легко — раненый часовой, давший по беглецу очередь из автомата, смог ранить его только в руку. Когда на взлетную полосу выбежал командир эскадрильи, Зуев включил форсажный режим двигателя и направил МиГ-29 в сторону Черного моря. Летчик посадил самолет на аэродроме турецкого города Трабзон. Ему удалось убедить местный суд в том, что он покинул СССР по политическим причинам, и его оправдали.

mig_zuev_vrez1_600
Александр Зуев в аэропорту Трабзона. Фото: autoreview.ru

По словам Зуева, первыми его словами на выходе из кабины самолета в Турции были: «Я буду Американцем!» И летчик действительно им стал: той же ночью его перевезли в США, где ему было предоставлено политическое убежище. Зуев поселился в Сан-Диего, штат Калифорния, и открыл там консалтинговую фирму. Помимо бизнесменов, которые планировали открывать бизнес в России, клиентами бывшего советского летчика были ВВС США, которые обращались к нему перед операцией «Буря в пустыне».

Турция вернула угнанный истребитель Советскому Союзу уже через несколько дней.

МиГ-25б СССР — Япония

Аналогичный инцидент имел место 13 годами ранее, на Дальнем Востоке. Старший лейтенант Виктор Беленко 6 сентября 1976 года поднялся на современном сверхсекретном истребителе-перехватчике МиГ-25 с приморского аэродрома возле села Соколовка. Довольно быстро связь с ним прервалась, а сам самолет, который начал стремительно снижаться после набора высоты, пропал с радаров. Отправленной вслед за истребителем поисковой группе обнаружить самолет не удалось. На базе предполагали, что у самолета отказал двигатель и он упал в море.

Через 2,5 часа стало известно, что советский истребитель-перехватчик совершил посадку в гражданском аэропорту в Хакодате на острове Хоккайдо. При посадке МиГ-25 чудом избежал столкновения с взлетающим Боингом-727, а затем на большой скорости выскочил за пределы полосы, свалил мачту освещения и две антенны.

СССР потребовал немедленного возвращения самолета, чтобы никто не успел его осмотреть. Однако японцы под предлогом выяснения обстоятельств незаконного пересечения границы провели его тщательное исследование, которое было закончено только через месяц. После этого истребитель уже не был пригоден для перелета, и его было решено транспортировать в СССР по воде. Советские власти потребовали от Японии возмещения нанесенного самолету ущерба, японцы в ответ предъявили счет за сорванные антенны.

Что касается Беленко, его истинные мотивы до сих пор остаются спорными. Несмотря на то, что официальное расследование признало его перелет умышленным и совершенным в корыстных целях, у версии о вынужденной посадке все равно было много сторонников. Беленко сначала утверждал, что ему пришлось посадить самолет в Японии из-за нехватки горючего, но затем попросил убежище. 9 сентября его вывезли в США, а через четыре года президент Джимми Картер подписал распоряжение о предоставлении ему американского гражданства.
il28_vrez2_600
Бомбардировщик ИЛ-28, 1965 год. Фото: РИА Новости

Во время расследования этого дела в квартире Беленко была найдена схема маршрута, из которой следовало, что изначально его целью была американская военная база в Хитозэ, но когда летчик-истребитель вылетел из тумана, покрывающего японский остров, и понял свою ошибку, у него уже не оставалось горючего на смену курса.

Одним из последствий поступка Беленко стало снятие с МиГа-25 экспортных ограничений, после чего несколько десятков истребителей были проданы Ираку, Сирии и Алжиру.

Ил-28, Китай — Тайвань

Советские военные самолеты угоняли не только граждане СССР. В 1960-х годах множество китайских летчиков подобным образом бежали в Тайвань, где им щедро платили золотом за доставленную технику. 11 сентября 1965 года с аэродрома Цзяньцяо капитан ВВС Китая Ли Сяньбинь угнал бомбардировщик Ил-28. На борту самолета находились еще два человека: стрелок-радист Лянь Баошэн и штурман Ли Цайван. Тайвань выделил в награду перебежчикам около 200 килограммов золота, половина которого досталась пилоту. Баошэн на момент посадки самолета был мертв, и его долю — около 50 килограммов драгоценного металла — разделили между собой Сяньбинь и Цайван, который после неудачной попытки самоубийства был вынужден остаться в принудительной эмиграции.

Оба китайца получили должности в ВВС Тайваня и впоследствии ушли в отставку в звании полковников. Цайван во время угона бомбардировщика получил ранение и какое-то время провел в госпитале, где в него влюбилась приставленная следить за ним медсестра. Они поженились и через несколько лет уехали в США, где в 1979 году супруги получили гражданство. Почти через 20 лет штурман получил возможность вернуться на родину после того, как доказал свою непричастность к угону.

На невиновности Цайвана настаивал и Сяньбинь, который в 1967 году внезапно заявил претензии на весь размер вознаграждения, поскольку оказавшиеся с ним на борту люди были скорее заложниками, чем сообщниками. С капитаном все согласились, но золота он больше так и не получил. После отставки из ВВС он оформил вид на жительство в Канаде. В 1992 году Сяньбинь получил известия о том, что его оставшаяся в Китае мать находится при смерти, и рискнул ее навестить. На обратном пути его задержала китайская служба общественной безопасности, и угонщик был приговорен к 15 годам тюремного заключения. Так долго Сяньбиню сидеть не пришлось: у летчика диагностировали рак желудка в последней стадии и выпустили досрочно. Вскоре после этого он умер.
Мунир Редфа

В 1966 году пожилой иракский еврей Джозеф связался с израильским ведомством разведки и специальных задач «Моссад» и предложил организовать угон самого современного на тот момент истребителя МиГ-21. Эти самолеты уже значительное время состояли на вооружении Египта, Сирии и Ирака, и Израиль очень хотел их заполучить.

В качестве угонщика Джозеф предложил Мунира Редфу, старшего сына хозяина дома, где он работал слугой. Редфа был очень способным летчиком, обучался в ВВС США и уже имел опыт полетов на новом МиГе. 24 января Редфа прибыл на израильскую авиабазу Хацор, где с ним обсудили детали операции. Она получила название «Пенициллин», поскольку заговорщики так называли МиГ-21. Для получения доступа к желанным истребителям Редфе предстояло добиться перевода на другую военную базу, поскольку на той, где он служил, были только предыдущие версии самолета.
MIG21_vrez3_600
Самолет МиГ-21, угнанный Муниром Редфа. Фото:Фото: Bukvoed / Wikipedia

Проблема заключалась в том, что условия чрезвычайной секретности не позволяли заранее оповестить службу противоракетной обороны Израиля, и Редфа рисковал быть сбитым не только иракскими и иорданскими, но и израильскими ПВО.

Но прежде Израиль должен был перевести крупную сумму денег на счет угонщика в Швейцарии, а также вывезти из Ирака все его семью. Когда эти приготовления были сделаны, Редфа уже перевелся на базу под Багдадом. Все было готово, но возникла еще одна проблема: чтобы избежать угона, топливные баки истребителя заполняли только наполовину.

Наконец , 14 августа 1966 года к самолету присоединили дополнительный бак. Редфа должен был изменить курс во время тренировочного полета, но на этот раз ему помешал едкий дым, заполнивший кабину. Летчику пришлось вернуться на землю. Оказалось, что произошло электрическое замыкание. На следующий день Редфе наконец удалось осуществить свой план. Пройдя незамеченным на низкой высоте мимо иракских и иорданских ПВО, угонщик встретился в воздухе с израильским самолетом «Мираж», который сопровождал его во избежание недоразумений до конца пути. Через 25 минут полета Редфа приземлил МиГ-21 на авиабазе в Хацоре.

В Израиле иракец получил должность пилота частной нефтеперерабатывающей компании, но его семья не смогла адаптироваться в новой стране. В 1969 году им было предоставлено убежище в Европе.

rusplt.ru