881710_original13 ноября 2013 года на аэродроме Североморск-3 авиации Северного флота ВМФ России после двухлетнего перерыва совершил первый полет первый переданный авиации ВМФ модернизированный противолодочный самолет Ил-38Н (бортовой номер «15 желтый», заводской номер 890010407, серийный номер 104-07).

Самолет Ил-38Н (бортовой номер «15 желтый», заводской номер 890010407) стал первым серийным самолетом Ил-38, модернизированным по программе Ил-38Н с оснащением новой поисково-прицельной системой «Новелла-П-38» разработки ОАО «Ленинец» (прототип Ил-38Н с бортовым номером «19 красный» и заводским номером 890010907 проходил испытания с 2001 года).

Модернизация самолета заводской номер 890010407 (17-й построенный Ил-38, самолет 1969 года постройки) была осуществлена в 2008-2009 годах ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» по контракту стоимостью 47,9958 млн рублей (видимо, без учета стоимости самой ППС «Новелла-П-38»).

С 2009 года модернизированный самолет проходил испытания сперва в Жуковском, а затем на Северном флоте, включая программу Государственных испытаний авиационного комплекса Ил-38Н, успешно завершенную в 2010 году. Однако в ноябре 2011 года указанный Ил-38Н (бортовой номер «15 желтый», заводской номер 890010407) был поставлен на прикол в Североморске-3 — как сообщают, из-за отсутствия подготовленных операторов новой ППС. Самолет находился на приколе два года, хотя в марте 2012 года и был формально передан в состав авиации Северного флота, и только теперь возобновил полеты.

25 мая 2012 года Министерство обороны России заключило с ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» трехлетний контракт стоимостью 3,45 млрд рублей на серийную модернизацию в вариант Ил-38Н пяти строевых самолетов Ил-38.

Работы над первыми двумя самолетами (предположительные заводские номера 081010906 и 081010909, машины с Тихоокеанского флота) по данному контракту осуществляются ОАО «20-й авиационный ремонтный завод» в Пушкино под Санкт-Петербургом (ремонт) и московским ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева» на базе в Жуковском (установка ППС «Новелла-П-38»). В 2013 году оба этих самолета по выполнении первого этапа работ были отправлены из Пушкино в Жуковский для установки новой ППС, однако, по известным данным, работы по переоборудованию обеих машин пока что не завершены.

bmpd.livejournal.com