Шведский Институт оборонных исследований (Totalförsvarets forskningsinstitut, FOI) в очередной раз обратился к теме военно-политического противостояния в Восточной Европе. Новый доклад под названием «Western Military Capability in Northern Europe 2020» рассматривает актуальные угрозы и вызовы в регионе, прежде всего пресловутую российскую агрессию. Также шведские специалисты изучили соотношение сил в гипотетическом конфликте, преимущества и проблемы его потенциальных участников.

Политическая обстановка

В 2017 г. FOI выпустил предыдущий анализ стратегической обстановки в Европе и специфики противостояния России и НАТО. За прошедшие годы многое изменилось, как в политическом и дипломатическом, так и в военном отношении. Новый доклад рассматривает текущее положение дел, а также предлагает способы решения актуальных проблем.

Основным фоном для текущих событий остается изменение «ландшафта безопасности». Мир становится многополярным, крупные страны усиливают свое влияние, а потенциал международных организаций сокращается. Эти процессы угрожают европейским странам, и они вынуждены спешно модернизировать свои вооруженные силы, а также развивать международное военное сотрудничество.

Российский «авторитарный режим» стремится вернуть статус великой державы и включает ближайшие страны в сферу своих интересов. «Российская угроза» беспокоит европейские государства. При этом не все они уверены в возможной помощи от главного союзника по НАТО – от США. Отсутствие гарантий от американских властей, как считают в FOI, рассматривается Россией в качестве дополнительной возможности для расширения своих сфер интересов.

В последние годы, несмотря на наличие стратегических угроз, не все европейские страны наращивали оборонный бюджет с должными темпами. Продолжающаяся пандемия ударила по европейской экономике – и это не позволит увеличивать оборонные расходы.

В FOI полагают, что в нынешней ситуации нельзя считать угрозой только Россию. Китай в последние годы принимает различные меры, направленные на расширение политического и экономического присутствия в европейском регионе. Китайский «авторитарный режим» тоже считают угрозой для безопасности Европы, и поэтому его необходимо учитывать при последующем военном планировании.

Преимущества и недостатки

В докладе рассматриваются ключевые показатели вооруженных сил России и НАТО, а также политические и экономические особенности. Из этих данных выводятся общие тенденции, влияющие на соотношение сил и обстановку. Специалисты FOI отмечают, что обе стороны гипотетического вооруженного конфликта имеют свои преимущества друг перед другом. Грамотное их использование может повлиять на исход предполагаемой войны.

С точки зрения военной, политической и экономической мощи, объединенные европейские силы превосходят Россию или Китай. Однако такое превосходство может быть получено только при правильной координации действий всех стран и при отсутствии разногласий. Учитывая это, российский и китайский «режимы» стремятся подрывать контуры взаимодействия стран-вероятных противников.

Сильными сторонами России называют единую систему управления, последовательные стратегии и возможность быстрого выполнения поставленных задач. В то же время, российская экономика слаба, растет социальное недовольство, а государственные структуры опираются на личность одного лидера.

Точные планы верховного командования вооруженных сил России остаются неизвестными. Однако в последние годы принимались значительные меры по строительству, планированию и применению войск. В FOI полагают, что российская армия способна быстро перебрасывать крупные группировки войск и поддерживать их деятельность, имеются развитые и эффективные контуры управления и т.д. Эти факторы дают преимущества при боевой работе на территории России и в ближайших районах Европы.

Начиная с саммита в 2014 г., НАТО осуществляет различные программы модернизации своей европейской группировки. Составляются и актуализируются планы переброски и развертывания войск, заключаются новые соглашения о взаимодействии и вводятся новые руководящие документы. Однако в текущем планировании есть некоторые пробелы. Не определены точные составы командных структур. Отсутствуют четкие планы по развертыванию и применению войск в тех или иных ситуациях и т.д.

Однозначным преимуществом России являются многочисленные и хорошо оснащенные сухопутные войска, имеющий значительный опыт. В минимальные сроки могут быть собраны ударные группировки для наступления в заданных районах. Страны НАТО могут собрать схожий контингент только совместными усилиями. Также отмечается отставание в процессах логистики и поддержки.

Одной из главных проблем НАТО является рассредоточение вооруженных сил по всей Европе. Сбор группировок нескольких армий на одном направлении является достаточно сложной и длительной операцией. На ее ходе и результатах также может сказаться низкий уровень боевой готовности, поддерживаемый европейскими армиями.

НАТО имеет преимущества в военно-воздушной и военно-морской сферах. Альянс может собрать авиационные и корабельные группировки, по количеству и качеству превосходящие российские ВВС и ВМФ. Однако преимущества в этих сферах гарантируются только при условии участия США и при быстром прибытии их кораблей и самолетов на театр военных действий.

Гипотетическая операция

Соотношение сил и возможности России и НАТО рассматриваются на примере гипотетического конфликта в Восточной Европе, начатого российской стороной. По сценарию от FOI, российская армия начинает наступление на Прибалтику со своей и белорусской территории. Целью такого наступления является быстрый захват территорий и уничтожение местных сил НАТО.

Предполагается, что на оперативно-тактическом уровне ход и результаты такого конфликта будут определяться, главным образом, сухопутными войсками. Быстрая переброска тактической авиации позволяет странам НАТО рассчитывать на поражение российской ПВО и последующее активное воздействие на сухопутные ударные формирования. Не исключается возможность применения ядерного оружия.

В FOI предполагают, что в течение нескольких первых суток конфликта Россия сможет использовать свои преимущества в сухопутной сфере и развивать наступление. Однако затем НАТО сможет собрать достаточную авиационную группировку, и преимущество перейдет на сторону Альянса. Дальнейший ход конфликта зависит от разнообразных факторов.

Отмечается, что потенциальным ТВД является не только Прибалтика. Конфликты могут начаться и в других регионах, и НАТО следует готовиться к этому. При этом необходимо учитывать не только риски начала войны, но и угрозы иного характера.

Шесть шагов

Для повышения потенциала НАТО в Европе и более эффективного противодействия вероятным противникам FOI предлагает принять ряд мер. Реализация шести ключевых предложений позволит значительно повысить боеспособность как отдельных армий, так и НАТО в целом.

В первую очередь, FOI призывает страны НАТО не ограничиваться противостоянием только с Россией. Необходимо уделять внимание другим угрозам, таким как Китай, иные «неблагонадежные страны» и терроризм. При этом не исключается появление коалиций внутри Альянса, что связано с большим количеством его участников и наличием у них собственных интересов.

Второе предложение касается разработки новой стратегии гибкого реагирования, способной обеспечить сдерживание и активное противодействие противнику. Необходимо охватить весь спектр угроз, от малозаметного воздействия на отдельные страны-союзницы до полномасштабной ядерной войны.

Третья идея – отказ от стремления к лидерству во всех сферах. Европейским странам не обязательно обеспечивать превосходство над Россией во всех направлениях. Необходимы лишь те меры, которые лишат российское командование уверенности в быстрой и легкой победе. Это позволит сэкономить, но обеспечить эффективное сдерживание – или неприемлемые для России потери в случае конфликта.

Четвертое предложение от FOI предусматривает создание максимально гибких многокомпонентных сил. Следует создать потенциал во всех областях, от киберпространства до космоса; обычные и ядерные силы. Такая сила будет более эффективной, чем просто крупная армия классического образца.

Пятую меру называют самой простой, дешевой и эффективной. Предлагается продолжать процессы строительства, подготовки и координации сил. Параллельно с этим нужен шестой шаг – планирование с прицелом на ближнюю и дальнюю перспективу. Долгосрочные вложения необходимы и обязательны, но с их помощью не удастся решать актуальные задачи. Поэтому нужны программы быстрой модернизации армий. При этом планы на отдаленное будущее следует составлять с учетом рисков сокращения финансирования и снижения поддержки населения.

Противостояние продолжается

Доклад «Western Military Capability in Northern Europe 2020» от Института оборонных исследований показывает одну из существующих точек зрения на текущую военно-политическую ситуацию в Европе. Он рассматривает текущее положение дел, указывает на потенциал и особенности противостоящих сторон, а также предлагает шаги по улучшению возможностей одной из них.

Очевидно, что ситуация в Европе в ближайшем будущем не будет меняться к лучшему. Более того, возможно появление новых вызовов и угроз. В связи с этим FOI предлагает ряд мер по повышению обороноспособности европейских стран и НАТО в целом. Однако перспективы таких предложений сомнительны. У НАТО есть собственные аналитические и планирующие структуры, и их мнение по ключевым вопросам может отличаться от выводов доклада FOI. При этом окончательные решения останутся именно за государственными и натовскими структурами.