208165379В прошлую пятницу Пентагон объявил о том, что к июлю будущего года все американские войска покинут авиабазу Манас в Киргизии. Эта база является самым важным перевалочным центром для американских и коалиционных войск, прибывающих в Афганистан и убывающих оттуда воздушным транспортом, но вскоре эту роль будет выполнять база в Румынии.

Такое решение было принято в ответ на июльское голосование в киргизском парламенте о прекращении аренды Манаса с 11 июля 2014 года. Киргизия не впервые грозит отказом от этой договоренности. Но в отличие от предыдущих случаев, на сей раз Вашингтон решил не заниматься тем, что американский посол в России назвал дорогостоящей игрой в подкуп и торговлю влиянием с целью очередного продления аренды.

Решение США кажется целесообразным по целому ряду причин, однако заявление президента Барака Обамы по поводу Ирака в ходе предвыборной кампании 2008 года применимо и к Евразии: мы должны уходить столь же осторожно, сколь неосторожно входили. В частности, решение об уходе может усилить впечатление Центральной Азии и Южного Кавказа о том, что Соединенные Штаты Америки оставляют эти регионы. Отчасти такое впечатление верно, однако США следует найти способы для противодействия ему в той степени, в какой оно является ошибочным.

Между тем, Соединенные Штаты переводят часть своих операций из Манаса на румынскую авиабазу имени Михаила Когэлничану. Эта база, которую часто называют «передовым оперативным пунктом», находится на Черном море. Хотя она в три раза дальше от Афганистана, чем Манас, увеличение расстояния не является серьезной проблемой, так как база будет выполнять функции центра тылового обеспечения, и не будет использоваться для нанесения воздушных ударов и проведения боевых действий в Афганистане. Кроме того, она лучше связана с евразийской системой авиационного, железнодорожного и морского транспорта, чем Манас.

Румыния отказалась размещать у себя самолеты-заправщики, которые используются в боевых действиях в небе над Афганистаном и в настоящее время вылетают из Манаса, в связи с чем эти машины будут переведены на другой аэродром в Юго-Восточной Азии. Крупные грузы будут по-прежнему перевозиться по Северной сети снабжения или через Пакистан.

Американские военные представители постарались сгладить представление о том негативном воздействии, которое такое 214135640решение окажет на вывод войск из Афганистана. Они заявляют, что потребность в Манасе оказалась меньше, чем ожидалось: американские войска просто уничтожат или передадут те предметы снабжения и запасы, которые они решат не возвращать в Европу и США.

Последний раз Киргизия пыталась разорвать договор об аренде в 2009 году, и тогда американские дипломаты предложили увеличить арендную плату с 17 до 60 миллионов долларов. Поскольку ВВП Киргизии чрезвычайно мал и составляет всего 6,5 миллиарда долларов, эти 60 миллионов и еще примерно 100 миллионов долларов, которые Пентагон ежегодно тратит на топливо и прочие услуги, превращают авиабазу в один из самых важных источников дохода.

После «тюльпановой революции» 2005 года, когда был свергнут бывший президент Аскар Акаев, киргизское правительство периодически выступало с угрозами аннулировать соглашение об аренде или ограничить действия американских военных на базе Манас. Когда президентами были Акаев, а после него Курманбек Бакиев, заключались весьма доходные контракты с поставщиками топлива и услуг, которые пользовались поддержкой властей, и это создавало широко распространенное представление о том, что США потворствуют местной коррупции. Кроме того, серия очень странных инцидентов, таких как убийство в 2006 году киргизского водителя грузовика, таинственное похищение американской военнослужащей и столкновение американского самолета с машиной киргизского президента, вызвала ухудшение отношения местного населения к американской группе в 1000 человек, которая работает на базе.

Эти проблемы усилились после 2010 года, когда в результате общественных беспорядков произошла новая смена правительства. Киргизия стала более демократической страной, и у политиков появился стимул повышать свою популярность за счет жестких высказываний против продления аренды для нелюбимых американцев.

В Румынии общественная поддержка планам расширения американского военного присутствия (а они также предусматривают размещение элементов американской ПРО и прочих военных сил и средств США) значительно сильнее, чем в Киргизии, чье население относится к России гораздо лучше, чем румыны. Когда киргизское правительство проголосовало в июле за прекращение аренды, Россия ускорила поставку в эту страну оружия на общую сумму 1,1 миллиарда долларов и списала часть ее долга.

Однако другие бывшие советские республики проявляют меньше безразличия к уходу американских военных из Евразии. Находясь в Центральной Азии, США помогали ослаблять совместное господство России и Китая в регионе, которое возникло за последние двадцать лет. Южный Кавказ считает, что Вашингтон создает противовес влиянию России и Ирана, которые сотрудничают в различных областях в ущерб интересам других стран. Решение уйти из Манаса усилит представление о том, что Соединенные Штаты не хотят сохранять мощное военное присутствие в Евразии, которое возникло в связи с завершением войн в Афганистане и Ираке.

Страны Центральной Азии хорошо помогают США выполнять свою миссию в Афганистане. Таджикистан, Туркмения и Узбекистан граничат с Афганистаном, а Киргизия с Казахстаном находятся неподалеку. Их правительства обеспокоены тем, что Талибан, вновь берущий под свой контроль некоторые афганские районы, даст толчок деятельности боевиков-исламистов в центральноазиатском регионе. Связанные с талибами и «Аль-Каидой» мусульманские экстремистские организации в той или иной степени действуют против всех правящих режимов Центральной Азии. Правительство Казахстана, а в последнее время и Узбекистан призывают США не ослаблять свое внимание к региону после завершения в будущем году боевых действий в Афганистане.

Прозападные силы на Южном Кавказе опасаются, что Соединенные Штаты не станут защищать их от мощного российского давления, а в случае примирения Запада с Ираном и от иранского возмездия за их многолетнюю поддержку санкций против Тегерана. Армения, проводящая более пророссийскую политику, нежели Азербайджан и Грузия, также хочет мощного присутствия США в регионе, чтобы иметь больше рычагов воздействия на Москву и Тегеран.

Соединенные Штаты могут с минимальными издержками снять эту обеспокоенность, активизировав свои усилия по урегулированию так называемых замороженных конфликтов на Южном Кавказе. Эти конфликты усиливают российское и иранское влияние в регионе и создают неуправляемые территории, которыми пользуются незаконные торговцы оружием и другие международные преступные группировки. В частности, администрации Обамы следует наращивать усилия по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, что поможет предотвратить побочный ущерб американским интересам в сфере безопасности и энергетики в Евразии, который обязательно возникнет в случае новой войны между Арменией и Азербайджаном.

Но если говорить в целом, то американцам будет непросто успокоить своих друзей в этом регионе. Попытки более тесного интегрирования Южного Кавказа в евроатлантическую архитектуру безопасности, скорее всего, прошли свою пиковую отметку. А Центральная Азия с ее вожделенными энергоресурсами все же остается менее привлекательным партнером из-за несоблюдения прав человека и недочетов в государственном управлении. Закрытие базы Манас наверняка станет сигналом о снижении искусственно завышенной заинтересованности США в этих двух регионах. Остается надеяться, что Вашингтон не станет повторять свои ошибки, и не будет полностью пренебрегать этими регионами до возникновения там новых неотложных и острых проблем безопасности.

Ричард Вайц — старший научный сотрудник Института Хадсона (Hudson Institute) и старший редактор World Politics Review.

InoSMI