kremlin_in_black.tКитай с энтузиазмом исполняет роль заводилы в деятельности Шанхайской организации сотрудничества. Этот региональный форум безопасности создали в 2001 году в Шанхае Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Россия и Китай. Вначале главная цель ШОС заключалась в борьбе с исламским терроризмом. Однако Россия надеялась превратить ШОС в противовес НАТО. Члены этой организации проводят совместные военные учения, являющиеся в основном показными. Они также делятся сведениями о террористах, что зачастую весьма полезно. В ШОС хотят вступить такие страны, как Иран, Индия, Афганистан, Пакистан, Монголия и Турция. Этим странам разрешено присылать на заседания организации своих наблюдателей. Китай придает возрастающее значение сотрудничеству в сфере экономики, так как его экономическая мощь выводит эту страну на первый план, и она заменяет Россию в качестве главного инвестора и торгового партнера со странами региона. России же не нравится заострять на этом внимание, поскольку это означает расширение экономической и политической власти Китая. На бумаге Китай сегодня является доминирующей военной силой в Евразии, и Россия всячески пытается преуменьшить значение этого фактора. Многие россияне опасаются, что та агрессивность, которую Китай демонстрирует сегодня по отношению к Индии и ко всем, кто граничит с Южно-Китайским морем, может со временем обратиться против России.

Государственные экономисты понижают прогнозы по показателям роста: с 4 до 2,5% с сегодняшнего дня до 2030 года, и примерно такие же цифры понижения приводятся на краткосрочную перспективу. В основном это результат снижения мировых цен на нефть и газ, а вызвано такое снижение американской революцией в нефте- и газодобыче с применением технологии гидроразрыва пласта. В связи с этим уменьшается страх перед сокращением поставок нефти и газа. Поскольку нефть и газ являются главными статьями российского экспорта и источником поступления иностранной валюты, это очень плохо для России. Коррупция и отсутствие надежной правовой системы отпугивают зарубежных инвесторов и мешают российским предпринимателям создавать новые и развивать существующие компании. Еще болезненнее это кажется в сравнении с Западной Европой, где нет особых запасов нефти, но зато есть гораздо более благоприятный деловой климат. Например, население Британии в два раза меньше, чем в России, а ВВП там на 25% больше.

Но в России есть и положительные стороны. Некоторые находившиеся в упадке предприятия оборонной промышленности начинают возрождаться. У государственной вертолетостроительной компании только на поставку коммерческих и военных вертолетов в страны Ближнего Востока и Африки имеются заказы на 5 миллиардов долларов. Российские вертолеты неприхотливее и дешевле западных образцов, а поэтому они могут вернуться во многие страны мира.

Российская дипломатия также добивается немалых успехов. Попытки организовать мирную конференцию с целью окончания гражданской войны в Сирии не дают результатов, но в целом российская поддержка сирийскому правительству пока вполне успешна. Иран и многие повстанческие группировки не хотят участвовать в этой конференции, однако Россия убедила НАТО надавить на повстанцев, чтобы те приехали на переговоры. Повстанцы и их арабские сторонники злятся на США и Европу, потому что те не оказывают им авиационную поддержку и согласились на организованную при посредничестве России сделку об уничтожении сирийского химического оружия. Россия также заслуживает похвалы за успех на переговорах с Ираном по ядерному разоружению.

Северная Корея стала еще одним дипломатическим успехом России. Соседи пытаются помочь этой стране в решении ее экономических проблем. А России удается снимать и вершки, и корешки. Она заключает торговые соглашения с обеими Кореями, и по сути дела, убедила Южную Корею тихо инвестировать свои капиталы в российский проект по модернизации и продлению бездействующей железной дороги из России в КНДР. Возрождение железнодорожного сообщения между двумя Кореями также создаст новые торговые возможности и новый бизнес для Северной Кореи, поскольку южнокорейские товары будут перевозиться через эту страну в Китай, Россию и Евразию (через Транссибирскую железнодорожную магистраль). Это очень конкретная и оптимистическая перспектива для всех трех стран, и она находит поддержку в виде финансовых обещаний со стороны России и Южной Кореи. Все зависит от руководства Севера, которое должно согласиться с тем, что спасение страны — в экономических реформах. В данный момент элита Северной Кореи боится любых изменений, так как это может вызвать революцию. Но изменения все равно происходят, и богатые соседи пытаются объяснить это озадаченному руководству КНДР.

Между тем, в России существуют некоторые проблемы фундаментального характера, не поддающиеся никаким попыткам решить их. Например, Россия недавно обнаружила, что хотя в составе ее ВВС имеется 16 тяжелых бомбардировщиков Ту-160, летать могут лишь немногие машины, потому что запчасти для них заканчиваются. Это результат закрытия в 1990-х годах многочисленных советских заводов, производивших важнейшие узлы и детали для этих самолетов. А новые источники поставок запчастей пока не найдены. Также ощущается нехватка специального производственного оборудования и специалистов, способных на нем работать. Так, фирма, получившая заказ на ремонт 26 двигателей НК 32, которые используются на Ту-160, за два года сумела завершить работу лишь по четырем из них. И это только двигатели. Планы ремонта и модернизации всех 16 самолетов зависят от множества поставщиков, способных обеспечивать авиастроителей своей продукцией. Но список поставщиков, неспособных справляться с поставленными задачами, постоянно увеличивается. Россия откладывала решение этой проблемы десять с лишним лет, потому что у нее в запасе имелось множество запчастей для важнейших систем вооружений, которых становилось все меньше. Но сейчас эти запчасти заканчиваются, а если не будет новых поставщиков, поддерживать оружие холодной войны на должном уровне будет невозможно.

Российское Министерство обороны в этом году неожиданно осуществило ряд изменений. Впервые «центр управления» вооруженных сил будет существовать отдельно (в новом комплексе зданий) от ставки (Генеральный штаб, который долгое время занимался планированием и административным управлением). Это часть западной тенденции по созданию гражданского контроля над высшим военным командованием. В то же время большое внимание было уделено тому, чтобы успокоить и порадовать блюстителей военных традиций. Министерство обороны отменило решение о переводе на новую бригадную структуру двух элитных дивизий, дислоцирующихся в Московской области (Кантемировская танковая и Таманская мотострелковая дивизия). Министерство также распорядилось вернуть в войска идеологическую подготовку и стало чаще пользоваться услугами информаторов и социологических служб, чтобы следить за политико-моральным состоянием и лояльностью военнослужащих. По сути дела, правительство вернуло институт «замполитов» (заместитель командира по политической части), существовавший в эпоху коммунизма. В советские времена у каждого командира части и подразделения был свой заместитель (замполит), представлявший Коммунистическую партию и имевший право наложить вето на любое решение командира. Замполит отвечал за лояльность военнослужащих и за их правильные политические настроения и взгляды. Он был кем-то типа капеллана, но от коммунистов. Ранее (в 2010 году) в российской армии вновь появились военные священники, с которыми коммунисты разделались еще в 1920-е годы. Однако от новых священников требуется, чтобы они сообщали о лояльности военнослужащих как церкви, так и государству. Новых должностей для занятий идеологической подготовкой и контроля за моральным состоянием в армии не ввели. Это не совсем возврат к эпохе замполитов, но многие обязанности замполитов вернулись.

Японцы жалуются, что российские боевые самолеты все чаще пролетают в непосредственной близости от их воздушного пространства, и эти жалобы вызывают недоумение у российских руководителей. Ведь их самолеты просто все чаще выполняют учебные задачи, а к востоку от Евразии японского воздушного пространства очень много. Так что российские боевые машины никак не могут облететь стороной японские радары ПВО. В последние полгода японские истребители поднимались по тревоге в среднем раз в день, чтобы выйти на перехват приближающихся российских самолетов.

ИноСМИ