52336721Появление у СССР в 1965 году широкофюзеляжного транспортного самолета Ан-22 еще больше активизировало советско-американское соперничество в области создания гигантских самолетов. В США полным ходом шла разработка самолета нового поколения Lockheed С-5А Galaxy, который по основным параметрам превосходил советский «Антей». Советское правительство считало, что отставание в этой сфере может привести к нарушению стратегического баланса в сторону американского превосходства. Перед советским авиапромом была поставлена задача довести грузоподъемность самолетов транспортной авиации до 120 тонн.

В результате принятых решений на Киевском механическом заводе (ОКБ О.К. Антонова) была развернута работа по проектированию нового самолета с заданными характеристиками. Представленный через два года разработчиками проект «122», был отклонен, поскольку не смог бы конкурировать с С-5А и не имел заявленную в задании грузоподъемность.

Главный конструктор О.К. Антонов решил начать все сначала. Для реализации столь грандиозного проекта понадобилось разработать новые технологии, изготовить производственное оборудование, способное обрабатывать крупногабаритные детали, создать новейшие пилотажно-навигационные комплексы и решить массу сложных и нужных проблем.

В 1972 году государственной комиссией был принят проект «124». Реализация его позволила обеспечить мобильную транспортировку практически любой, существовавшей в ту пору, боевой техники. Ан-124 вобрал в себя огромное количество «ноу-хау». Это обеспечило ему заслуженное лидерство среди сверхтяжелых транспортных авиационных собратьев, удивляющих своей способностью совершать дальние перелеты. Новый самолет получил имя «Руслан». Именно на нем была впервые смонтирована автоматизированная бортовая система, способная осуществлять проверку параметров работы двигателя, систем электроснабжения и кондиционирования воздуха, контролировать регулирование давления и работу противообледенительной системы, отслеживать функционирование гидрокомплекса, шасси и иных устройств. Новая автоматическая система выполняла ряд уникальных функций. Например, центровку самолета во время полета, определение взлетного веса в соответствии с условиями конкретного аэродрома, накапливание информации об аварийных ситуациях и т.д. «Руслан» имел систему защиты от выхода на закритические режимы.

Благодаря своим технико-полетным параметрам Ан-124 превзошел по транспортному потенциалу на 25% американский Lockheed С-5А Galaxy. Специалисты, работающие над проектом «Руслана» считали свое детище расцветом творческой мысли и каждый из них трудился с большим энтузиазмом и вдохновением.

Для строительства Ан-124 на Киевском авиационном заводе были возведены специальные производственные корпуса, имеющие стометровые пролеты. Изготавливалась специальная оснастка, осваивалось новое оборудование и современные технологии. Впервые в СССР на строительстве Ан-124 была применена лазерная техника, что значительно улучшило качество производства нового самолета. В производстве самолета участвовали сотни предприятий. Например, шасси изготавливали в Куйбышеве, двигатели собирали в Запорожье, системы управления — в подмосковном городе Ступино, гидравлику в Харькове и Москве, пилотажно-навигационный комплекс — в Ленинграде, крупногабаритные детали фюзеляжа — в Ташкенте. Для сборки детали из Ташкента в Киев перевозились на Ан-22.

В первый полет «Руслан» отправился в декабре 1982 года с заводского аэродрома, расположенного в Святошине. И хотя первые самолеты серии Ан-124 строились в Киеве, в 1980 году, по постановлению правительства, производство было перенесено на новый Ульяновский авиационный завод. Всего было выпущено 56 самолетов «Руслан». В настоящее время 36 самолетов Ан-124 эксплуатируются на российских авиалиниях, 7 самолетов зарегистрированы в Украине. Два самолета «Руслан» работают в Ливии, а один в Арабских Эмиратах.

Прошли десятилетия. На встрече премьеров России и Украины 12 июля было принято решение о совместном возобновлении производства самолетов Ан-124-100. Он до сих пор считается самым большим серийным самолетом в мире. Чтобы наладить полноценный выпуск гигантских авиационных лайнеров, необходимо, чтобы проект был рентабельным для всех сторон. Это значит, что уже на стадии первичных договоренностей, должны быть определены потенциальные заказчики и покупатели воздушных транспортных гигантов. Не исключено, что ими станут ВВС России, российские коммерческие фирмы и зарубежные покупатели.

Премьер Украины считает, что сотрудничество в восстановлении производства уникальнейшего транспортного самолета Ан-124 непременно даст толчок развитию российско-украинских отношений в авиационной отрасли. Решено, что для возобновления производства будет создано совместное украинско-российское предприятие. В сентябре планируется подписать учредительные документы на заседании российско-украинского комитета по экономическим вопросам. Пока не известно, на какой производственной площадке будет налажена сборка самолета. Известно только, что украинская сторона готова передать совместному предприятию инновационную составляющую и имеющуюся у нее технологическую базу. Российские авиастроители готовы профинансировать проект, а также обеспечить рынок сбыта готовой продукции. Обязательно документально будет предусмотрена защита интеллектуальной собственности совместного предприятия. По заключению экспертов компании Ernst&Young для производства 40 самолетов Ан-124 потребуются инвестиции в размере 4 млрд. рублей.

Переговоры о возобновлении производства Ан-124 велись между Россией и Украиной давно. Ведь обе страны в советское время имели успешно работающие предприятия авиапрома. Все специалисты прекрасно понимают, что только совместными усилиями авиационная промышленность обоих государств сможет конкурировать с зарубежными производителями. Пока бизнес-плана нового проекта нет. Рассматривается множество вариантов по производству «Руслана». Есть предложение, что для зарубежных заказчиков финальная сборка будет осуществляться на мощностях заводов Boeing. Стороны проекта понимают, что технические характеристики самолетов, которые будут эксплуатироваться ВВС, отличаются от более экономичных параметров, требуемых коммерческими фирмами. Не исключено, что на обновленный «Руслан» будут ставить двигатели зарубежного производства.

Для создания реального бизнес-плана нового проекта по воссозданию строительства самолета Ан-124-100 необходимо определить портфель заказов. С каждым потенциальным покупателем проводятся переговоры по обсуждению основных характеристик самолета, сроков поставок и цене конечного изделия. Многие фирмы проявили интерес к Ан-124-100. Например, компания «Волга-Днепр», которая успешно эксплуатирует еще советские «Русланы», заинтересована в пополнении своего авиапарка этими транспортными самолетами. Это желание настолько велико, что компания готова была уже самостоятельно наладить производство этого самолета на базе германского ремонтного предприятия.

Специалисты России и Украины едины во мнении, что проект по производству Ан-124-100 является очень перспективным. Производство самолетов потребует создание более 2,5 тысяч дополнительных рабочих мест. Кроме того будут производиться достаточно большие отчисления в бюджеты всех уровней обеих стран. Но самым главным достижением этого проекта, безусловно, можно считать оживление российского авиастроения и занятие Россией ведущей позиции на мировом рынке уникальных транспортных авиаперевозок.

Использованы материалы:
http://www.gazeta.ru/business/2013/07/17/5434185.shtml
http://area7.ru/referat.php?1685
http://www.antonov.com/aircraft/30-years-since-the-an-124-ruslan/references-to-history
http://topwar.ru/print:page,1,31274-ruslan-smozhet-snova-poyti-v-seriyu.html