The Guardian (Великобритания): высказывания Макрона о России вызывают тревогу

На Западе настороженно отнеслись к заявлениям Макрона о России и безопасности Европы, пишет обозреватель The Guardian Патрик Винтур. В Москве французский лидер твердо придерживался сценария, согласованного с партнерами по НАТО. Но при этом после переговоров с Путиным французский лидер «намекнул» о необходимости признать российские озабоченности, что сбивает с толку, отмечает автор.

Комментарии французского президента, прозвучавшие после его переговоров с Путиным по Украине, должны вызвать обеспокоенность в НАТО.

Критики Эммануэля Макрона во Франции, сторонники жесткой линии из НАТО и украинское руководство будут с подозрением анализировать высказывания французского президента, прозвучавшие поздно ночью в понедельник, когда он давал пресс-конференцию в Москве. Все они будут искать признаки попыток Макрона заработать дополнительные очки на стороне.

С одной стороны, Макрон, которому остается три месяца до предвыборной кампании, довольно твердо придерживался сценария, тщательно согласованного с партнерами по НАТО перед встречей с Владимиром Путиным. Но с другой, — его мнение о России как о европейской стране, а также высокопарные заявления о новых гарантиях безопасности не могут не вызвать тревогу.

Детали длившихся пять часов переговоров между лидерами России и Франции и точки совпадения взглядов на пресс-конференции разглашать не стали. Но это не помешало Макрону намекнуть на определенные сдвиги во взглядах НАТО, хотя некоторые члены альянса говорят, что этого нельзя допускать перед лицом военных угроз.

Сначала французский президент подчеркнул, что присутствие российских войск на украинской границе недопустимо. Он также добросовестно повторил предложения НАТО и США о взаимном ограничении группировок сил и средств, об усилении прозрачности военной деятельности и даже об ограничении развертывания ракет малой и средней дальности. Он сказал, что в этих областях у Москвы и Запада одинаковые требования. Москва уже заявила, что готова обсудить эти вопросы, однако ее основное требование — это обязательство НАТО прекратить любое расширение.

Здесь Макрон намекнул, что необходимо признать российские озабоченности. Он заявил: «Нет безопасности для европейцев, если нет безопасности для России». Таким способом французский президент высказал свое уважение, но этим заявлением он придал легитимность требованиям Москвы сформировать новую архитектуру безопасности, основанную на российской концепции ее неделимости. Непонятно, что Макрон имел в виду.

Он сказал, что выступает решительно против повторения «ошибок прошлого о сферах влияния». Но затем Макрон заявил: «Россия — европейская страна. Кто верит в Европу, должен уметь работать с Россией, найти способы, чтобы строить европейское будущее среди европейцев».

Французские официальные лица заговорили на брифингах о «финляндизации» Украины, то есть, о ее нейтралитете. Эта идея выдвигалась и прежде. Выступая во вторник на Украине, Макрон заявил, что не произносил это слово ни перед журналистами, ни перед политическими руководителями.

Финляндия, у которой общая граница с Россией протяженностью 1 355 километров, в 1947 году решила не вступать в НАТО и подписала «договор о дружбе» с Россией. В нем есть условие об ограничении численности финской армии и прочие ограничения суверенитета страны. Тем не менее так называемая доктрина Паасикиви, названная именем финского президента того времени Юхо Кусти Паасикиви (Juho Kusti Paasikivi), помогла создать в Финляндии политический консенсус. Он существовал до тех пор, пока этот вопрос не поднял вновь нынешний финский президент Саули Ниинистё, обеспокоенный действиями России, создающими угрозу национальному суверенитету.

Но между Украиной и Финляндией есть очень важные различия. Иностранные державы фактически требуют, чтобы Украина стала нейтральным государством. Но с учетом ее бурных отношений с Россией и продолжающегося на востоке страны насилия она вряд ли когда-нибудь захочет стать второй Финляндией. Но есть более мягкая альтернатива. Украина должна сохранить право на вступление в оборонительные пакты по своему выбору, но на практике это ее право будет положено в долгий ящик.

Такая формула согласуется с прозвучавшим на пресс-конференции заявлением Макрона, который сказал, что новую архитектуру безопасности в Европе нельзя создавать путем отмены права государств на вступление в НАТО.

Членство Украины в НАТО — это мираж, потому что она даже близко не подошла к началу процесса вступления. Все дискуссии на эту тему затрудняют понимание сути конфликта, которая заключается в том, что Россия хочет не нейтралитета для Украины, а вернуть ее в сферу своего влияния на том основании, что правительство в Киеве незаконно.

Последнее предложение Макрона состоит в «строгом и полном» выполнении Минских соглашений. Они были подписаны в 2014-2015 годах и заложили основу для окончательного урегулирования конфликта на востоке страны в Донбассе, который с апреля 2014 года частично находится под контролем пророссийских сепаратистов. У сепаратистов и Киева есть разногласия в отношении требований Минских соглашений, особенно что касается последовательности действий. «Строгое выполнение» означает лишь то, что мировые державы возобновят давление на обе стороны с тем, чтобы они договорились об отводе войск, проведении свободных выборов и конституционном статусе мятежных регионов.

Украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба на прошлой неделе исключил особый статус для сепаратистских районов. Россия, напротив, хочет, чтобы особый статус включал право вето на внешнюю политику страны. Киев считает, что это означает одно: силовое расчленение страны с одобрения Запада. Но Макрон может хотя бы попытаться добиться от украинского правительства согласия на серию шагов, которые определят, как будут проходить местные выборы в Донбассе и как будут отводиться войска. Но этот вопрос с 2015 года расстраивает все дипломатические усилия.

Макрон, как он сам признает, может обнаружить, что Запад и Россию разделяет не только абсурдно длинный путинский стол переговоров.

Патрик Уинтур