VBTP-MR_GuaraniСовременные программы по модернизации машин в Южной Америке не только повышают возможности участвующих в них стран, но также помогают развивать местную промышленную базу под будущие проекты. В статье дается краткий обзор ведущихся в этой области работ.

Объем южноамериканского рынка наземных систем меньше объемов морского и воздушного секторов, возможности местной оборонной промышленности по производству машин и вооружения ограничены. Впрочем, появляются признаки того, что ситуация меняется. Недавний экономический рост позволил провести модернизацию воздушных и морских сил, а теперь и сухопутные войска ожидают своей очереди.

Бразилия возглавляет на континенте работы по модернизации, тратя около половины всех средств выделяемых на оборону странами Южной Америки. Она модернизирует свой парк бронированных машин согласно плану реформ армии, которая рассчитывает создать более крупные, но более гибкие и быстроразвертываемые силы к 2030 году. Акцент по прежнему делается на внутренние операции и охрану границ с особым вниманием на район Амазонки и безопасность на предстоящих Чемпионате мира по футболу в 2014 году и Олимпиаде в 2016 году.

Модернизация началась в 2006 году с закупкой 240 танков Leopard 1A5 из излишков немецкой армии. Они были модернизированы компаниями Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall для бразильской армии. Первая компания передала начальную партию модернизированных ОБТ в 2009 году и завершила поставки в феврале 2012 года.

Планирование семьи

Параллельно с этими закупками были армией начаты долгосрочные работы по созданию семейства колесных машин 6×6, и компания Iveco Defence была выбрана в качестве головного подрядчика по этим работам. Контракт на разработку был заключен в 2007 году, а вскоре он перешел в стадию изготовления прототипа плавающего БТР (VBTP-MR) (также известного как Проект Guarani) в двух конфигурациях 6×6. В конце 2009 года было объявлено об открытом заказе с потенциальной стоимостью 2,6 миллиарда долларов на 2044 машины, которые должны быть изготовлены к 2030 году.

Паоло Дель Ноче, руководитель военной техники в компании Iveco Latin America, сообщил, что компания была выбрана из-за своего высокого уровня ответственности по организации местной производственной базы для проекта и что пока нет итогового и «точного числа машин», но это число «регулируется каждый год посредством фиксированных заказов».

В соответствии с контрактом компания объявила о том, что она построит завод в 70 км от города Бело Хоризонте стоимостью 30 миллионов долларов специально для производства машины VBTP-MR.

В августе 2012 года компания Iveco получила заказ на первые 86 машин и незамедлительно начала производство на своем новом заводе. К декабрю 2012 года было поставлено всего пять штук, 49 машин ожидается в течение 2013 года и оставшиеся в 2014 году. «Мы в настоящее время работаем над тем, чтобы получить еще один заказ, подписанный в 2013 году, на поставку в 2014–2015 годах», — отметил Дель Ноче.

Машины VBTP-MR 6×6 предназначены для защиты границ, они могут плавать с целью форсирования рек в удаленных районах. Машины также имеют высокий уровень защиты от мин, а несколько сотен штук будут оборудованы 30-мм боевым модулем UT-30BR производства фирмы AEL Sistemas, дочерней компании Elbit. В нем установлена пушка ATK MK44 Bushmaster и установка REMAX 12,7/7,62-мм от филиала Elbit фирмы Ares. Они покупаются в соответствии с рамочным контрактом стоимостью до 260 миллионов долларов. Приемочные испытания были завершены в 2011 году, а контракт на начальное производство стоимостью 15 миллионов долларов был выдан в сентябре 2012 года.

Предпочтительное вооружение

Ведутся также работы по варианту Guarani в конфигурации 8×8, который компания Iveco надеется разработать в этом году. Оригинальная идея заключалась в том, чтобы разработать модель 8×8 параллельно с 6×6, однако прогресс затормозился, поскольку в компании «не знают, какое вооружение бразильская армия будет использовать».

Ожидается, что армия выберет 105-мм орудие для этой машины. Кроме того, требования к броневой защите для 8×8 выше и это потребует дополнительного проектирования. Предусматривается также создание большего числа вариантов, так как машины проекта Guarani заменят существующие БТР EE-11 Urutu и разведывательные машины EE-9 Cascavel. Дель Ноче сказал, что возможности новых машин не идут ни в какое сравнение с устаревшими 30-летними моделями, потому что они «из другого мира».

Аргентина также выразила заинтересованность в VBTP-MR, и компания Iveco получила запрос на покупку 14 машин. Одни из новых прототипов был послан в Аргентину, прошел там испытания в конце 2012 года и результаты были «очень хорошими». Потребности Аргентины в этих машинах точно такие же как у Бразилии и компания обсуждает свои следующие шаги с Буэнос-Айресом.

Бразилия также модернизирует 150 армейских БТР M113B по контракту стоимостью 41,9 миллиона долларов, подписанному в декабре 2011 года. По этому соглашению компания BAE Systems модернизирует машины до конфигурации M113A2 Mk 1 к ноябрю 2014 года.

«По этому контракту корпуса, люки и рампы машин будут повторно использованы, тогда как другие компоненты, включая двигатели, трансмиссии и охлаждающие системы будут заменены или модернизированы», — сообщили в компании. «BAE Systems предоставит материалы необходимые для проведения модернизации, наряду с инструментами и запасными частями. Компания также передаст технологию и обучит личный состав по модернизации и обслуживанию машин. Работы по контракту будут выполняться на ремонтном заводе бразильской армии в Куритибе».

Компания BAE также проведет обучение обслуживанию и поддержке жизненного цикла. Кроме того, 208 БТР M113B модернизируются компанией Engemotors с капитальным ремонтом всех механических систем и установкой радиостанций при содействии Israeli Military Industries (IMI). Работы намечено завершить к 2016 году.

Десантно-штурмовые

В предварительном запросе в августе 2012 года было объявлено о возможных продажах 26 десантно-штурмовых машин AAV7 (Amphibious Assault Vehicle 7) Бразилии на сумму 233 миллиона долларов, включая обучение, запчасти и материально-техническое обеспечение. Это сумма включает модернизацию существующих машин AAV7 бразильской армии до так называемой конфигурации «надежность, эксплутационная готовность и ремонтопригодность».

«Уведомление Конгресса было выпущено и одобрено», — сообщил представитель компании BAE. «Мы считаем, что программа идет по графику и мы готовы побороться за контракт».

Компания IMI начала модернизацию 30 машин M113 для бразильского корпуса морской пехоты до стандарта MB1 после того как был изготовлен прототип в 2011 году. IMI обеспечила себе контракт, победив компании BAE и Flensburger Fahrzeugbau. Оставшиеся машины должны быть готовы к концу этого года.

Морские пехотинцы также закупают 18 машин Mowag Piranha IIIC 8 x 8 у компании General Dynamics European Land Systems по контракту объявленному в 2009 году. Три варианта включают БТР, санитарный и командирский. Он последовал за более ранним контрактом, объявленным в декабре 2007 года, на пять плавающих вариантов Piranha IIIC. Шесть БТРов и одна БРЭМ составили начальный заказ в 2006 году.

Выступая на международной конференции по бронированным машинам в феврале 2013 года, адмирал Гимараеш, командующий бразильской морской пехотой, сказал, что пехота собирается купить 36 гаубиц M109A5 для дополнения к уже имеющимся 40 M109A3, которые сами будут модернизированы до стандарта A5.

Подходы Аргентины

Кроме возможной покупки машин Guarani VBTP-MR аргентинская армия старается также обновить свой парк наземных машин. Итальянская компания CIO сообщила, что получила информационный запрос по программе колесной машины и, хотя не выдвинуто специфических требований, компания примет участие в любом тендере со своей семейством бронированных машин Centauro 8×8.

Между тем, армия проводит значительные структурные реформы, объявленные в 2011 году, целью которых является оптимизация своих подразделений и в конечном итоге внедрение новых бронированных машин. В ее плане на 2012 год подчеркивается необходимость модернизации почти всего военного имущества, начиная с парка танков TAM (Tanque Argentino Mediano) и кончая индивидуальной экипировкой солдата.

Компания Elbit получила контракт в октябре 2011 года на проведение среднего ремонта танков TAM и оборудование их новой стабилизированной пушкой, системой управления боем, тепловизорами и системами энергоснабжения, гидравлическими и электрическими системами. Армия недавно получила свой первый прототип и ожидается, что израильская компания модернизирует весь парк.

Аргентинские машины M113 модернизируются до варианта A2, и корпус морской пехоты также успешно модернизировал десять AAV7, но самым последним приобретением стала закупка четырех машин WMZ-551B1 6×6 от китайской компании NORINCO, которые были поставлены в 2010 году. Аргентинская армия также купила 18 машин Agrale Marruá 4×4, которые также куплены другими южноамериканскими странами и используются в миротворческой миссии ООН в Гаити.

Чили чувствует себя немного лучше со своими программами закупок и завершает свою десятилетнюю программу модернизации. Чилийская армия закупила в большом масштабе подержанное вооружение из запасов Германии и Нидерландов. С 2007 года 172 ОБТ Leopard 2A4 были модернизированы до стандарта CHL за счет новой электроники, систем наведения и информационного управления, капитального ремонта механических компонентов и установки пушки L55. Также были добавлены дистанционно управляемый боевой модуль и дополнительная броня.

Для поддержки танков Leopard в Германии были также закуплены 138 БМП Marder 1A3 на сумму 47 миллионов долларов и поставлены в 2009–2011 годах с последующей модернизацией компанией KMW. БМП Marder, как ожидается, будут оснащены израильскими ПТУР Spike Medium Range/Long Range. Эти машины дополнят 139 БМП YPR-765, купленные в 2006 году у Бельгии, и БТР M113, купленные у США.

Закупки артиллерии

Чилийская армия в августе 2011 года купила 12 155-мм самоходных гаубиц M109A5 у США в соответствии с контрактом стоимостью 15,8 миллионов долларов. BAE Systems провела работы по восстановлению и модернизации, которые были завершены в октябре 2012 года. По заявлению компании, она обеспечила цифровую совместимость данных о положении пушки и навигационных систем «чтобы получить меньшее время позиционирования, меньшее время реагирования, что предусматривает повышенную устойчивость ведения огня».

Что касается более легких машин, то чилийская морская пехота купила девять машин PVP у компании Panhard, которые имеют увеличенный объем в задней части. Представитель компании сказал, что поставлены два варианта: семь БТР и две санитарных модели. PVP были поставлены в 2010 году в цветах ООН для миссии на Гаити.

Самое недавнее приобретения на континенте сделала Колумбия, которая выдала компании General Dynamics Land Systems Canada 10 января контракт стоимостью 65,3 миллиона долларов на покупку 24 легких бронированных машин Light Armoured Vehicle (LAV) для колумбийской армии. Поставки будут завершены в мае 2014 года.

Машина LAV III имеет двойной V-образный корпус и дополнительное бронирование обитаемого отделения для защиты от мин. СВУ и других угроз. На все машины будет установлен боевой модуль Rafael Samson Mini с 12,7-мм пулеметом. Она соответствует требованиям армии по колесной бронированной машине 8×8, хотя имеется потребность в большем количестве платформ и ожидаются дополнительные контракты.

Компания Textron Marine and Land Systems (TM&LS) получила контракт стоимостью 45,6 миллиона долларов на поставку 39 бронированных машин M1117 4×4 по соглашению о продаже вооружений иностранным государствам в 2009 году. Они были поставлены к июлю 2010 года, а в марте компания получила еще один контракт на 5,5 млн. долларов от бронетанкового командования на 12 бронированных башен, техническую поддержку, ремонт машин и запасные части для бронетранспортеров колумбийской армии.

Существует потребность еще в 41 машине, а также ожидается дополнительный контракт. Том Волмсли, вице-президент в TM&LS, сказал: «Мы работаем с Колумбией по увеличению количества БТР в колумбийской армии, одновременно поддерживая весь ее парк по согласованной программе обслуживания, обучения и ремонта в полевых условиях».

Акцент на колесные машины сложился в результате неудачи по покупке парка модернизированных ОБТ. Озабоченная закупкой российских ОБТ соседней Венесуэлой, Богота изучила возможность приобретения таких вариантов как, например, Leclerc и Leopard, но потерпела неудачу с этой программой. Впрочем, армия до сих пор находится в поисках танка.

В прошедшее десятилетие импорт вооружений Венесуэлой резко увеличился за счет российского наземного вооружения. В 2011 году вооруженные силы приняли поставки 92 танков T-72 и комплексов ПВО С-125 Печора после того, как получили уже БТР-80, БМП-3 и артиллерийские орудия. Ожидается финансирование дополнительного количества 50 танков Т-72.

Возможности промышленности

Помимо всех этих программ закупок у правительств южноамериканских стран есть желание укрепить свою местную оборонную промышленность. Бразильский филиал Iveco Defence Vehicles принадлежит бразильской армии, и компания не выиграла бы контракт по машинам Guarani без предложения построить готовый завод.

Компания Iveco также обязалась, что 60% объема программы Guarani будет обеспечивать местная промышленность. Дель Ноче пояснил, что в случае если комплектующие не могут быть найдены, то компания Iveco помогает установить производственные линии; и в то время как двигатели, электрические системы и шасси могут быть бразильского происхождения, то поставщики особых оборонных материалов, например систем бронирования, скорее всего, будут из дальнего зарубежья.

Маловероятно, что заводы по производству машин будут открыты в каждой южноамериканской стране, поскольку потребность в платформах не столь уж высока. Впрочем, даже если потребность в машинах невелика, передача технологий будет играть важную роль в любой будущей сделке по закупкам военной техники

Использованы материалы:

Land Warfare Iinternational 2/2013

http://www.iveco.com

http://www.panhard.fr

Alex Alexeev
Военное обозрение